LOGO ФГОС: создание условий, первые шаги реализации «Круглый стол»
LOGO Темы выступлений Системно-деятельностный подход как условие реализации ФГОС (Щепанцова Е.И.) Особенности современного урока (Потапчик Е.Н.) Учебное задание как условие формирования УУД (Ковалева В.А.) Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках в 1-х классах (Деркач З.В.)
LOGO Системно – деятельностный подход как условие реализации ФГОС Щепанцова Е.И., зам. директора по УВР 21 марта 2012г.
LOGO КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы – дать хорошие прочные ЗНАНИЯ Какой требовался результат? ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: но и на РАЗВИТИЕ его личности ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности» Как меняются требования к результату? 4 Для справки психологи: Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества. Развитие – интеллектуальное Развитие – личностное Развитие - социальное ФГОС 2009–2012 гг. «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности» В чем принципиально изменились требования к результату?
LOGO Составим план решения проблемы: КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? 1. Зачем учить? (Цель) 1. Надо подробно описать новый результат, ответить на вопрос: Зачем учить? (Цель) Надо подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: Чему учить? (Содержание) 3. Как учить? (Технологии, методики)
LOGO Готова ли школа к новому результату или продолжаем «давать знания»? 6
LOGO Что мешает учителю работать на новый результат? 7 Разностильные учебники Методики обучения Приемы воспитания Приказы администрации
LOGO Что мешает всей школе работать на новый результат? 8 ИСТОРИК ФИЛОЛОГ БИОЛОГ МАТЕМАТИК ГЕОГРАФ ХИМИК «В началке учили не тому, что я хочу!»
LOGO 1. ЗАЧЕМ УЧИТЬ? (ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПОИСК РЕШЕНИЯ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ)
LOGO Что о цели говорят родители? Какие качества мы хотим видеть у выпускника, чтобы в современной жизни он был успешен? Умение ставить цель и добиваться ее Умение общаться Умение адаптироваться к ситуации Умение ориентироваться в мире Самостоятельно добывать и применять знания Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком Сохранить здоровье
LOGO 2. ЧЕМУ УЧИТЬ? (СОДЕРЖАНИЕ) (ПОИСК РЕШЕНИЯ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ)
LOGO Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания. Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике
LOGO МИНИ спрашиваем МАКСИ предлагаем Пытаясь выполнить задания на уровне МАКСИ, ученик начинает «попадать» в свою зону ближайшего развития Каждый может найти в теме то, что интересует лично его – индивидуальная образовательная траектория Контрольные работы Учиться находить нужную информацию – «иголку в стоге сена»
LOGO 3. КАК УЧИТЬ? (ТЕХНОЛОГИЯ) (ПОИСК РЕШЕНИЯ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ)
LOGO Старая притча, как однажды один мудрец накормил бедняков УУД
LOGO СИСТЕМЫ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = = системно – деятельностный подход СДП ИННОВАЦИЯ – нововведение, которое вносит новые элементы в среду внедрения и вызывает обновление в системы. Среди зарубежных ученых – Э.Колли, А.Комбс, А.Маслоу и др. Среди отечественных известные еще с 20-х годов русские ученые Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.
LOGO Собственная УД школьников – важная составляющая СДП Text Какова деятельность – такова и личность Вне деятельности нет личности деятельность личность УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
LOGO Сравнительная таблица Требования к уроку Традиционный урокУрок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимсяФормулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) По намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
LOGO Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Осуществление контроля Учитель контролирует Учащиеся осуществляют самоконтроля и взаимоконтроля Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее заданиеУчитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
LOGO Отвечают ли УМК новым требованиям ? у УМК проблемный характер изложения содержания УМК реализуют принципы СДП структуры учебников обеспечивают разнообразие форм уч.д. УМК обеспечивает сочетание результатов освоения программы - предметных, межпредметных и личностных УМК предлагает механизм оценки в динамике личностных достижений учеников УМК отражает и интересы, и потребности современного ребенка 3 разнообразие форм организации уч.д., представленных в УМК
LOGO РЕФЛЕКСИЯ Реализовали мы пункты нашего плана (цели, содержание, технологии)? 21 Какие выводы вы можете сделать ДЛЯ СЕБЯ по нашей проблеме? КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
LOGO Спасибо за внимание