ФГОС НОО и ФГОС ООО: преемственность и развитие.
Стандарт общего образования ФГОС НОО – п.1 Включает в себя требования: к структуре к условиям к результатам ФГОС ООО – п.1
Стандарт общего образования ФГОС НОО – п. 3 Стандарт является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени. ФГОС ООО – п. 2
Стандарт направлен на обеспечение: ФГОС НОО – п.6 - получения качественного образования; -преемственности ООП; - единства образовательного процесса РФ; - формирования содержательно- критериальной основы для оценки результата освоения обучающимися ООП ФГОС ООО – п. 4
ФГОС общего образования ФГОС НОО – п.7 В основе стандарта лежит системно- деятельностный подход ФГОС ООО – п.5
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («Портрет выпускника») ФГОС НОО – п. 8 -любящий свой народ, свой край и свою Родину; - уважающий и принимающий ценности семьи и общества; - любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; - владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; - доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; - выполняющий правила здорового и безопасного доля себя и окружающих образа жизни. ФГОС ООО – п. 6 -(уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции); - осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, общества и т.д.; - …осознающий ценность труда, науки и творчества; -умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; - социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; - уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; - осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; - ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися ООП общего образования ФГОС НОО – п.9 -личностным; -метапредметным: познавательным регулятивным коммуникативным - предметным. ФГОС ООО – п. 8
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие Личностные результаты ФГОС НОО – п. 10. готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности ФГОС ООО – п. 9. готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие Метапредметные результаты ФГОС НОО – п.11. освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями ФГОС ООО – п. 10 освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие Предметные результаты ФГОС НОО – п. 12 освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. ФГОС ООО- п.11 освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Стандарт общего образования ФГОС НОО – п.13 Итоговая оценка включает в себя 2 составляющие: 1.результаты промежуточной аттестации обучающихся (портфель достижений); 2. результаты итоговых работ Предметом итоговой оценки освоения ООП ОО должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения ООП, необходимых для дальнейшего продолжения образования. ФГОС ООО – п.12 Итоговая оценка включает в себя 2 составляющие: 1.результаты промежуточной аттестации обучающихся (портфель достижений); 2. результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников
ФГОС НОО – п. 13ФГОС ООО – п.12 Итоговая оценка выпускника формируется на основе: накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам; оценок за выполнение (как минимум 3-4) итоговых работ (по предметам и комплексной работы на межпредметной основе). Итоговая оценка выпускника формируется на основе: результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированным в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе; оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам; оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта; оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию ФГОС общего образования
Требования к защите и подготовке индивидуального итогового проекта в соответствии с ФГОС ООО В соответствии с целями подготовки проекта ОУ для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые должны включать требования по рубрикам: организация проектной деятельности; содержание и направленность проекта; защита проекта; критерии оценки проектной деятельности. Структура проектной деятельности (примерная ООП ОУ, стр.128): анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировка задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта; представление результатов.
ФГОС общего образования ФГОС НОО – п.14 80% 20% ООП ОО Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса ФГОС ООО – п.13 70% 30%
ФГОС общего образования ФГОС НОО – п.16 Внеурочная деятельность организуется по направлениям и развитию личности. ФГОС ООО – п.15
Требования к структуре основной образовательной программы ФГОС НОО 3 раздела (п. 19) От 2904 до 3345 за 4 года (п.19.3) П.15 Обязательная часть – 80%, часть формируемая – 20% к количеству и наименованию разделов, в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения; к минимальному и максимальному количеству учебных часов к содержанию каждого из разделов; к соотношению частей основной общеобразовательной программы (80/20% для НОО,70/30% ООО); к организации внеурочной деятельности ФГОС ООО 3 раздела (п. 18) От 5267 до 6020 за 5 лет (п ) П. 15 Обязательная часть – 70%, часть формируемая – 30%
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО) III. Требования к структуре основной образовательной программы общего образования ФГОС НОО: структура ООП Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела: - целевой: a)пояснительная записка; b) планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО; c) система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО -содержательный: a)программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени НОО; b) программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; c) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО; d) программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; e) программу коррекционной работы. ФГОС ООО: структура ООП Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: - целевой: а) пояснительная записка; б) планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО; в) система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО - содержательный: а) программа развития УУД (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени ООО, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно- коммуникационных технологий, учебно- исследовательской и проектной деятельности; б) программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных;
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО) III. Требования к структуре основной образовательной программы общего образования ФГОС НОО: структура ООП ФГОС ООО: структура ООП Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: - содержательный: в) программа воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; г) программа коррекционной работы - организационный: а) учебный план основного общего образования; б) система условий реализации ООП ООО. -организационный: a) учебный план НОО; b) план внеурочной деятельности; c) систему условий реализации основной образовательной программы НОО.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО) III. Требования к структуре основной образовательной программы общего образования ФГОС НОО – п.19.5: Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально- технического обеспечения образовательного процесса. ФГОС ООО – п : Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
ФГОС общего образования Требования к условиям реализации ООП ОО ФГОС НОО – п. 23 П. 25 -финансовые (п.24); -информационно- образовательная среда ОУ (п.26); - учебно-методическое и информационное обеспечение реализации ООП НОО (п.27) -Кадровые - Материально- технические ФГОС ООО – п.22 П финансово-экономические (п. 23); -информационно- методические: a) информационно- образовательная среда ОУ b) учебно-методическое и информационное обеспечение ООП ООО - психолого-педагогические (п.25);
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО) IV. Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы общего образования ФГОС НОО: Непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, реализующего ООП НОО, должна обеспечиваться освоением работниками образовательного учреждения дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов, не реже чем каждые пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности. ФГОС ООО: Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего ООП ООО, должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности, а также программ стажировки на базе инновационных общеобразовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Спасибо за внимание!