Поэт определил поэму как «тетраптих»: 1 часть – «долой вашу любовь» 2 часть – « долой ваше искусство» 3 часть – «долой ваш строй» 4 часть – «долой вашу религию» Раннему Маяковскому присуща чрезмерная лирическая распахнутость, открытость. Острые лирические переживания пронизывают его поэзию.
Основной приём изображения – антитеза. Противостоять всему и вся и не сломаться под силу только небывало мощной личности. Отсюда – гиперболизация образа. Гипербола может сочетаться со сравнением или с антитезой. (Найдите примеры) Смысл названия поэмы – самоирония и охватившая поэта нежность. Обратимся к 1 части поэмы. Это – предельно откровенный рассказ о любви.
Вашу мысль, мечтающую на размягчённом мозгу, как выжиревший лакей на засаленной кушетке, буду дразнить об окровавленный сердца лоскут, досыта издеваюсь, нахальный и едкий.
Мир огромив мощью голоса, Иду – красивый, Двадцатидвухлетний…
Хотите – буду от мяса бешеный – и, как небо, меняя тона – Хотите – буду безукоризненно нежный, не мужчина, а – облако в штанах!
Любовь искажает «глыбу»-человека. Герой на пределе чувства, каждая минута ожидания любимой – мука. И как итог страданий – казнь. Является, наконец, героиня. Слова возлюбленной передаются скрежещущей звукописью. (Найдите) С помощью каких образов, приёмов передано психологическое состояние героя? Назовите. А теперь сверьтесь с подсказкой.
И вот, громадный, горблюсь в окне, плавлю лбом стекло окошечное… …Упал двенадцатый час, как с плахи голова казнённого.
Развёрнутые метафоры. Например: Нервы большие, маленькие, многие! – скачут бешеные, и уже у нервов подкашиваются ноги Обыгрывание фразелогизма «сердце выскакивает из груди»: Дайте о рёбра опереться. Выскочу! Выскочу! Неологизмы: «любёночек», глаза «наслезнённые», ночь «тинится» Развёрнутый образ, обостряющий ощущение катастрофы: пожар.
Об отношении героя к искусству. Решительное отрицание. Поэт против «варева» из «любвей и соловьёв», потому что в это время улица корчится безъязыкая – ей нечем кричать и разговаривать. Воспевает живую жизнь, которая выше лирического «Я»: говорю вам: мельчайшая пылинка живого ценнее всего, что я сделаю и сделал! Поэт готов на самопожертвование: душу вытащу, растопчу, чтоб большая! – и окровавленную дам, как знамя.
От недовольства современной литературой к недовольству существующим миром. Этот пошлый мир надо разрушить во что бы то ни стало. Лирический герой берёт на себя роль «тринадцатого апостола». С Богом он уже на равных: … может быть, Иисус Христос нюхает моей души незабудки…
ликёрною рюмкой вытягивалось пропитое лицо Северянина. Как вы смеете называться поэтом и, серенький, чирикать, как перепел! Сегодня надо кастетом кроиться миру в черепе…
Выньте, гулящие, руки из брюк – берите камень, нож или бомбу, а если у которого нету рук – пришёл чтоб и бился лбом бы! Идите, голодненькие, потненькие, покорненькие, закисшие в блохастом грязненьке! Идите! Понедельники и вторники окрасим кровью в праздники!
Герой возвращается к мысли о любимой. Она необходима, как хлеб насущный. И герой становится покорным, чуть ли не униженным. Отказ любимой провоцирует бунт против Бога. Как вы думаете, в чём главное обвинение в адрес Бога высказывает поэт? Вот как об этом пишет Маяковский. Отчаяние героя доходит до бешенства, почти до сумасшествия, он выкрикивает страшные богохульства (найдите примеры). И вдруг смиряет себя, говорит с небом на «вы», но ничто не внемлет герою.
а я весь из мяса, человек весь – тело твоё просто прошу, как просят христиане – «хлеб наш насущный даждь нам днесь»
Мотаешь головой, кудластый? Супишь седую бровь? Ты думаешь – этот, за тобою, крыластый, знает, что такое любовь?
Отчего ты не выдумал, чтоб было без мук целовать, целовать, целовать?!
Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду! Глухо. Вселенная спит, положив на лапу с клещами звёзд огромное ухо.
Три критика о поэме Маяковского. Ознакомьтесь с их выводами. Ответьте на вопросы развёрнуто и аргументированно.
Домашнее задание: выполнить практикум, подготовиться к семинару по поэзии Маяковского.