«ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ И ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ И ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» 1.Профессиональное самоопределение 2.Выбор профессии
Профессиональное самоопределение личности – это не разовое действие, а сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека, который включает в себя: самопознание своих индивидуальных особенностей, интересов, сильных и слабых сторон; сопоставление знаний о себе и предпочитаемой профессии; выбор профессии и образа жизни. Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого будет зависеть вся его дальнейшая действительность.
При решении проблемы «кем быть» рекомендуется пользоваться следующими правилами: Правило первое: Познай себя, свое собственное «Я» здоровье; интересы и склонности; способности, знания и умения. Правило второе: Узнай все о профессии: предмет, цель и условия труда; пути получения профессии; медицинские противопоказания; требования профессии к личности (профессионально важные качества); актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы ее развития. Правило третье Соотнеси себя с требованиями выбранной профессии. 1.«Человек – знаковая система» 2.«Человек-техника» 3.«Человек-природа» 4.«Человек-художественный образ» 5. «Человек-человек»
«хочу» Личностные цели и ценности «могу» Человеческие возможности «надо» Потребности рынка труда
Хочу? Интересы Склонности Потребности
Поиск ответа на вопрос «хочу?» Интересы - активная познавательная направленность Склонности – стремление заниматься определенной деятельностью Их можно изучить с помощью методик: ДДО, Карта интересов, анкета ориентации.
Могу ? Особенности здоровья Темперамент Способности Характер Знания, умения, навыки.
Поиск ответа на вопрос «могу?» Темперамент можно изучить с помощью методики Г. Айзенка. Характер - по типологическим опросникам Личко, Шмишека, Прутченкова. Способности - ШТУР, профиль специальных способностей и другие тесты на интеллект.
Тема 5.3. Социальные проблемы… Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе 4 Надо Потребности рынка труда
Тема 5.3. Социальные проблемы… Рынок труда Рынок труда – это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе 3 Субъектами рынка труда являются: Работодатель – это человек, имеющий финансовые, юридические и иные возможности приобрести труд работника и делающий это. работодатели и их представители (союзы); работники и их представители (профсоюзы); государство и отдельные органы. Работник – это лицо, работающее по трудовому договору (контракту), подчиняющееся трудовому распорядку предприятия (учреждения).
ПРОФЕССИЯ –это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. (Однако не любой труд будет считаться профессиональным). Трудовая деятельность считается профессиональной, если выполняются, по крайней мере, два условия: Профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, проф. подготовки, специально полученных знаний и навыков которые подтверждаются специальными документами о проф. образовании Профессия является своего рода товаром, который человек может продать на рынке труда. Причем товаром, который пользуется спросом и за который другие люди готовы платить. Иными словами профессиональная деятельность может служить источником дохода.
Внутри каждой конкретной профессии может происходить также разделение труда в зависимости от специализации работника. Поэтому существует такое понятие как СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. Специальность – это вид занятий в рамках одной профессии.
Например, профессия врач. Специальности – врач-хирург, врач- терапевт, врач-офтальмолог. Внутри одной специальности может быть еще более узкая специализация. Например, специальность – хирург, специализация – нейрохирург, кардиохирург, пластический хирург.
Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают профессии: Ветеринарный врач, учитель, продавец, кулинар, директор, парикмахер, водитель, пианист, бульдозерист
Должность – это служебная обязанность в учреждении или предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью. Например, директором школы может быть человек любой специальности: учитель химии или истории
Домашнее задание Профессиограмма – учитель! д/з 1группа: История профессии, ее значимость и потребность в ней. д/з 2 группа: Сведения о возможности получения профессии (ближайшие учебные заведени). д/з 3 группа: Требования профессии к человеку и условия труда.
Профессии (специальности), которые в большей степени гарантируют их обладателям конкурентоспособность на рынке труда - ТРАДИЦИОННЫЕ - которые были, есть и будут всегда, и обслуживают насущные потребности людей. К ним можно отнести профессии: учителя, врача, парикмахера, строителя, продавца и т.д.; - РАСПРОСТРАНЕННЫЕ - которые есть практически в каждом городе, на каждом учреждении, предприятии. Это профессии: секретаря, слесаря, электромонтера и т.д.; -ДЕФИЦИТНЫЕ - которые связаны с неудовлетворительным спросом в настоящее время. Например, специалист по маркетингу, логистик, Ў дизайнер компьютерного макетирования и др.; [62] - ПЕРСПЕКТИВНЫЕ - спрос на которые будет возрастать в ближайшем будущем. Например: менеджер фонда, специалист по новым технологиям, системами аналитик, консультант по новым формам бизнеса, страховой брокер [74];
- РЕДКИЕ - которые связаны с отсутствием специалистов по передаче мастерства. К ним можно отнести: оценщик драгоценных камней, мастер * (уникального народного промысла) и др.; ^ - СВОБОДНЫЕ - которые можно реализовать в режиме самозанятости. Например: торговец, художник, писатель, столяр и др.; - ПРЕСТИЖНЫЕ - которые высоко оцениваются в нашем обществе. Это такие профессии, как военный, чиновник и т.д.; - РИСКОВАННЫЕ - которые изначально опасны для здоровья и безопасности работника. Такие профессии как шахтеры, работники химической, атомной промышленности и т.д.;
Конкурентоспособность профессий (специальностей) повышается, если они одновременно относится к нескольким группам. менее конкурентоспособны профессии: РЕДКИЕ и РИСКОВАННЫЕ, в том случае, когда спрос на них отсутствует.
модели конкурентоспособности работников 1.ПРОФЕССИОНАЛ - работник обладает высоким уровнем квалификации: 2.УНИВЕРСАЛ - работник владеет несколькими специальностями, разнообразными навыками, умениями, имеет знания в различимых областях; З.ТРУДОГОЛИК - работник трудолюбивый, ответственный, дис- ~циплинированныи, добросовестный, обязательный; 4.ГИБКИЙ - работник, который умеет быстро приспосабливаться, перестраиваться, переориентироваться и осваивать новые виды деятельности; 5.ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ - упорный, настойчивый работник, может преодолевать любые преграды; 6.МОБИЛЬНЫЙ - работник, который может быстро освоить новую профессию (специальность), расширить географию поиска работы; 7.КОНТАКТНЫЙ - умеет общаться, устанавливать деловые связи.
Предмет труда (типы профессий) ТЧеловек-техникаПЧеловек-природаЧ Человек- человек З Человек-знаковая система Х Человек- художественный образ
Определяем предмет труда (методика ДДО)
ФОРМУЛА ПРОФЕССИИ Пример формулы профессии: Юрист – Ч(З)Г(И)Ф(А)М(Б) Предмет труда: ЧЕЛОВЕК (юрист прежде всего обслуживает людей, общается с ними, помогает решать их проблемы, анализирует их),....Знаковые системы (юрист занимается чтением и анализом документов, справочников, сборников законов, статистической информации). Цели труда: ГНОСТИЧЕСКАЯ (определить-опознать причину, определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента - сортировать, классифицировать),.....Изыскательская (найти способ защиты подсудимого, способ подачи информации, улики). Средства труда: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (собственные мозги, язык, жесты, мимика),....иногда - автоматизированные (компьютер). Условия труда: С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (за жизнь и честь человека),....бытовые (иногда - если это юрист-следователь, милиционер - то на открытом воздухе).
При анализе любой профессии надо выделить четыре основных ее признака: предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда и по их условным обозначениям записать формулу профессии из нескольких букв. Эти буквы соответствуют типу, классу, отделу, группе профессий.
Приведите примеры профессий, специальностей, соответствующих формулам: а) П Пр Ф о; г) Ч Г Ф м; б) Т Пр Р б; д) Т И Ф б; в) З Г А б; е) Х ИР М н.
«Человек, изучивший с большой затратой труда и продолжительного времени какую-либо из тех профессий, которые требуют чрезвычайной ловкости и искусства, может быть сравнен с такою же дорогою машиною» ХVIII веке Адам Смит
Любую профессию можно подробно оп Любую профессию можно подробно описать с помощью большого количества признаков : технологических; экономических; педагогических; медицинских; психологических
Технологические характеристики включают в себя: 1.Предмет труда, т.е. на что направлена трудовая деятельность человека 2.Цель труда (для чего) 3.Основные орудия, средства труда 4.Рабочее место специалиста и др. Экономические характеристики описывают: 1.В каких отраслях используется данная профессия (в промышленности, строительстве, образовании, здравоохранении) 2.Каков спрос на данную профессию на рынке труда 3.Каков преимущественный характер оплаты труда.
Педагогические характеристики определяют: 1.Какие требования предъявляет данная профессия к уровню и содержанию образования 2.Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии 3.Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности Медицинские характеристики определяют: 1.Какой уровень здоровья требуется для данной профессии 2.Какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии 3.Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии Психологические характеристики содержат информацию о том: Какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека
1. Составьте список специалистов, которые участвуют в создании: а) художественного кинофильма, б) батона хлеба, в) газеты, г) ученической тетради, д) школьной формы, е) магнитофона; обеспечивают: ж) возможность поездки в любой населенный пункт, з) возможность телефонного разговора, и) безопасность Государственной границы, к) возможность получения среднего образования.
Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают специальности: токарь, хирург, директор школы, литературный критик, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, шахтер, летчик-испытатель, судья, химик-теоретик, маляр, художник- конструктор, закройщик, ткачиха.
Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают профессии: ветеринарный врач, учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, бульдозерист, директор совхоза, инженер, художник конструктор, парикмахер, водитель, швея, кулинар, учитель рисования
Чтобы легче было ориентироваться в мире профессий, люди пытались систематизировать их по определенным признакам. Так появились различные основания для классификаций профессий, которые стали своеобразными путеводителями в профессиях. Классификация профессий – это объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам В мире профессий сложно разобраться и ориентироваться, минуя вопросы классификации.
Цель труда (классы профессий) Г (гностическая) распознать различить определить оценить проверить П (преобразующая) Обработать упорядочить организовать оказать влияние И (изыскательская) И (изыскательская) изобрести придумать найти новый способ решения
Орудия труда (отделы профессий) Р (ручные) М (механизированные) А (автоматизированные) Ф (использование функциональных средств организма)
Условия труда (группа профессий) Повышенный уровень моральной ответственности Необычные условия Условия бытового типа Работа на открытом воздухе
озеленитель; инспектор по кадрам; художник; корректор; врач; официант; артист кино; менеджер; кинолог; столяр; тренер; сборщик часов; воспитатель детского сада, ветеринарный врач, фармацевт, маляр по художественной отделке, токарь, пожарный, фотограф, медицинская сестра, резчик по камню, продавец книг, водитель троллейбуса, слесарь-сборщик радиоаппаратуры 1. Распределите профессии из предложенного списка по предмету труда (по 5-ти типам):
Пользуясь таблицей классификационных признаков, определите, к какому классу профессий относится каждая из перечисленных ниже специальностей: кулинар, автослесарь, модельер, водитель такси, контролер ОТК, оператор по подготовке данных для ЭВМ, оператор машинного доения, слесарь-сборщик радиоаппаратуры, следователь, агроном, писатель, корректор, парикмахер
А) Средства для приема, получения информации. Б) Устройства, предназначенные для переработки информации. В) Средства для передачи информации среди людей, в обществе. Г) Средства для осуществления практических действий в природных, технических, информационных системах. Распределите орудия (средства) труда по пунктам: Рулетка, телефон, трактор, лопата, лупа, весы, видеокамера, стиральная машина, микрокалькулятор, стамеска, компьютер, автомобиль, счеты, счетчик электроэнергии, школьный звонок, ксерокс, телеграфный аппарат.
Распределите следующие примеры профессий по условиям труда: Вальвеолог ; референт ; преподаватель; инспектор ГИБДД ; Водолаз ; ассистент менеджера ; Гувернер ; Тренер ; Врач ; Дворник ; системный администратор ; монтажник-высотник ; Аллерголог ; Витражист.
как же можно проанализировать профессию, если, кроме названия, о ней больше ничего не знаешь? Профессиограмма - это характеристика профессии, в которой описаны ее особенности, содержание и характер труда. Она является информационным источником, необходимым для ознакомления с профессией. Профессиограмма включает: - общие сведения о профессии; - характеристику процесса труда; - санитарно-гигиенические условия труда; - психологические требования профессии к человеку; - пути получения профессии.
Схема профессиограммы: Общая характеристика профессии (история профессии, ее общественная значимость, потребность в данной профессии, примеры из биографий известных ее представителей); Производственная характеристика профессии (описание трудового процесса); Содержание и характер труда, предмет, средства и результаты труда; Связь с другими специальностями, уровень механизации и автоматизации производства; Необходимые общие и специальные знания и умения; Требования, предъявляемые профессии к работнику (состояние его здоровья, физиологические и психологические особенности человека), медицинские противопоказания; Психологическая характеристика труда (его привлекательные и непривлекательные стороны, трудности в работе, возможности творческой работы, важнейшие профессиональные качества); Условия труда: санитарно- гигиенические (работа в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя, наличие шума, температура воздуха в рабочем помещении и т. п. ); Экономические (оплата труда, льготы, отпуск, возможности профессионального роста) и т. д.); Сведения о возможности получения профессии (учебные заведения, литература о профессиях).
Ядром профессиограммы является психограмма профессии. Психограмма включает описание требований, которые предъявляет профессия к психологическим качествам человека (мышление, внимание, восприятие) – психограмма профессии.
Формулы профессий
Профессия - токарь. По предмету труда эта профессия относится к типу «человек техника»; по цели труда к классу преобразующих профессий; по средствам труда к отделу профессий, где используют машины; по условиям труда к группе специалистов, работающих в бытовых условиях. Поэтому формула профессии Т Пр М б.
С помощью таблицы классификационных признаков составьте формулу одной из следующих профессий: оператор электронно-вычислительных машин, электромонтер, швея-мотористка, тракторист-машинист широкого профиля, полевод, учитель, стенографистка, водитель такси
Перечислите признаки по всем классификациям следующих профессий, специальностей: а) садовник; е) учитель труда; б) милиционер; ж) кровельщик; в) продавец книг; з) инженер; г) фрезеровщик; и) ткачиха; д) мелиоратор; к) животновод.
Какие отличительные признаки являются общими для каждой пары нижеперечисленных профессий: а) медсестра токарь; б) официант водитель такси; в) учитель математики - спортивный тренер; г) бухгалтер слесарь; д) полевод агроном; е) инженер-конструктор - композитор.
Назовите общие признаки следующих профессий, специальностей: а) животновод, садовник; б) инженер-конструктор, композитор, химик- теоретик; в) медсестра, токарь, бухгалтер; г) токарь, машинист башенного крана, бульдозерист, шофер; д) продавец, доярка, машинист башенного крана, слесарь; е) продавец, официант, библиотекарь, медсестра, спортивный тренер.
Из приведенного далее списка назовите те профессии, которые: а) почти или совершенно исчезли; б) появились только в XX веке; в) появились в последние десятилетия. Художник, оператор ЭВМ, тракторист-машинист широкого профиля, полевод, трубочист, редактор, столяр, извозчик, маляр, врач, летчик, бухгалтер, оператор станков с числовым программным управлением, экскурсовод, резчик по дереву, садовник, повар, гувернер, клоун, педагог.
Из перечисленных ниже названий профессий или специальностей выберите те, которые необходимы: а) в сельском хозяйстве; б) в химической промышленности; в) в строительстве; г) в машиностроении. Чертежник-конструктор, ветеринарный фельдшер, бухгалтер, овощевод, лаборант химико-бактериологического анализа, мон тажник радиоаппаратуры, слесарь, агроном, инженер-механик, маляр, химик-технолог, юрист.
Тема 5.5. Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии. Ошибки при выборе профессии Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе 1 К ошибкам, возникающим при выборе профессии относятся: увлечение внешней или частной стороной профессии; выбор «за компанию» с друзьями; неумение разбираться в мотивах выбора и т.д.; незнание пути получения профессии; неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора; перенос отношения к человеку - представителю той или иной профессии – на отношение к самой профессии; отождествление школьного учебного предмета с профессией; устарелое представление о характере труда в сфере материального производства; неумение (без учета индивидуальных особенностей) разобраться в своих личностных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.); предрассудки относительно некоторых важных для общества занятий, которые иногда считаются непрестижными («дворник», «уборщица» и др.).
Тема 5.5. Мотивационные факторы … Рекомендации по выбору профессии Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе 2 Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему. Осознайте ценность вашего выбора (для себя и для общества), изучайте профессию и все, что с ней связано. Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.). Произнося «Я-хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах. Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите ее с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуго-выми). Постройте для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели. Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути. Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности. Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков. Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению. Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям. Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей. Для приближения мечты надо много работать, читать, думать. Начинайте реализацию намеченного плана с самого малого: ежедневного, рефлексивного анализа своей жизнедеятельности.