Морфологические нормы памятка для учащихся Подготовили : ученицы 10 класса Абайдулина Ф. Рахметова А.
Морфологические нормы определяют правила изменения слов и образования форм слов. Употребление неправильных форм повелительного наклонения глаголов ездить, ехать, поехать, лежать, лечь - показатель низкой речевой культуры.
Глаголы ездить и ехать - несовершенного вида, а поехать - совершенного вида. Глагол ездить обозначает передвижения в различных направлениях. Формы повелительного наклонения : езди - ездите. Спрягаемые формы глагола : Я езжу ( не ездию ). Мы ездим. Ты ездишь. Вы ездите. Он ездит. Они ездят.
Глагол ехать обозначает передвижения в одном направлении. Формы повелительного наклонения : езжай- езжайте( разг.) Спрягаемые формы: Я еду. Мы едем. Ты едешь. Вы едете. Он едет. Они едут.
Запомните ! Езди ( те ) Езжай ( те ) Поезжай ( те ) Едь Ехай
Глагол поехать обозначает передвижения в одном направлении. Формы повелительного наклонения : поезжай - поезжайте. Я поеду. Мы поедем. Ты поедешь. Вы поедете. Он поедет. Они поедут.
Формы повелительного наклонения : лежи - лежите. Глагол лежать - несовершенного вида. Спрягаемые формы : Я лежу. Мы лежим. Ты лежишь. Вы лежите. Он лежит. Они лежат.
Форма инфинитива образовалась в результате слияния корня ляг - с суффиксом – ти. Глагол лечь - совершенного вида. Спрягаемые формы : Я лягу. Мы ляжем. Ты ляжешь. Вы ляжете. Он ляжет. Они лягут.
Глаголы класть и положить образуют видовую пару. Глагол класть ( несовершенный вид ) имеет следующие спрягаемые формы : Я кладу. Мы кладем. Ты кладешь. Вы кладете. Он кладет. Они кладут.
Глагол положить ( совершенный вид ) имеет следующие спрягаемые формы : Я положу. Мы положим. Ты положишь. Вы положите. Он положит. Они положат ( не положут ).
Запомните ! Глаголов ложить и покласть в литературном языке нет. Следовательно, нет и форм ложи и ложите. Такие формы являются просторечными. Глагол класть не имеет приставочных образований. Глагол положить употребляется только с приставками. Запомните правильные формы и употребляйте их в устной и письменной речи.