ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ Д А И Б В Ж Е ЗКА Б В Ж З Е К Зам.директора по УВР МБОУ ЭКЛ Биндюк Вера Владимировна
Как организовать продуктивное чтение текста на уроке по разным предметам Технология формирования типа правильной читательской деятельности
Технология продуктивного чтения Цель: учим самостоятельно понимать текст Средство – приемы осмысления текста до чтения, во время чтения и после чтения.
Литературное чтение Опора на литературоведение; Введение в литературно-исторический контекст; Связь с жизненным опытом ребенка; Анализ.
Что такое анализ? Цель анализа текста на первом этапе – читательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпретации и, главное, ее корректировка объективным авторским смыслом.
Диалог с автором 1 этап. Работа с текстом до чтения – постановка цели «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения». 2 этап. Комментированное чтение. 3 этап. Диалог с автором.
Чтобы диалог был содержательным и полноценным необходимо: Находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы; Задавать свои вопросы; Обдумывать свои предположения о дальнейшем содержании текста; Проверять, совпадают ли наши предположения с замыслом автора; Включать воображение.
Как учить детей вести диалог с автором? Соблюдать последовательность действий: Учить видеть авторские вопросы. Включать творческое воображение. Учить задавать вопросы по ходу чтения. Помочь самостоятельно вести диалог по ходу чтения. ( В, О, П, З)
Что такое вопросы к автору? Вопросы к автору носят подтекстовый характер, они направлены на анализ текста, а именно: На выявление причинно-следственных и других связей; На обоснование, аргументацию, доказательство; Оценочные; Формирующие внимание к языку и художественным особенностям текста.
Что такое комментированное чтение? ( «погружение» в текст, «вычитывание» автора) Озвучивают текст дети, а комментирует учитель; Дети присоединяют интересные высказывания; Комментарий краткий и динамичный…
Творческие задания для 3 этапа Предполагают самостоятельность ребенка при его выполнении (не только «проиллюстрируй», «сочини», но и «составь план» и т. п. )
Продуктивное чтение До чтения. Ученики прогнозируют содержание текста. «Предположите, о чем текст по названию, иллюстрации». Возникает мотивация к чтению. Во время чтения. «Читаем и ведем диалог с автором: задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интерпретация. После чтения. «Беседуем и уточняем позицию автора».