Поэма «Мцыри»
История создания поэмы Историческая основа: 1802 год – при царе Георгии Х11 Грузия была присоединена к России Жизненная основа: Путешествуя по старинной грузинской дороге, услышал историю грузинского мальчика, попавшего в плен История названия Первоначально хотел назвать «Бери» Первоначально хотел назвать «Бери» (В переводе с грузинского – монах) Почему отказался?
Цели урока: Познакомить учащихся с личностью Лермонтова и своеобразием поэмы «Мцыри»Познакомить учащихся с личностью Лермонтова и своеобразием поэмы «Мцыри» Обогатить их представление о сюжете и композиции поэмыОбогатить их представление о сюжете и композиции поэмы Развивать навыки анализа литературного произведенияРазвивать навыки анализа литературного произведения
Вопросы для обсуждения: Когда происходит действие поэмы?Когда происходит действие поэмы? Почему местом действия выбран Кавказ?Почему местом действия выбран Кавказ? Почему, начиная с 3 главы, о себе рассказывает сам герой?Почему, начиная с 3 главы, о себе рассказывает сам герой? Как противопоставляется в поэме мир «сумрачных стен» и многоцветный мир воли?Как противопоставляется в поэме мир «сумрачных стен» и многоцветный мир воли? Что видел Мцыри на воле?Что видел Мцыри на воле? Какие качества героя проявились в битве с барсом?Какие качества героя проявились в битве с барсом? Удалось ли Мцыри рассказать душу?Удалось ли Мцыри рассказать душу? Мог ли герой поэмы смириться с запретом, принять законы неволи?Мог ли герой поэмы смириться с запретом, принять законы неволи? Почему он погибает? Нашел ли он ответ на вопрос «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы»?Почему он погибает? Нашел ли он ответ на вопрос «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы»? Является ли Мцыри воплощением лермонтовского идеала?Является ли Мцыри воплощением лермонтовского идеала?
Словарная работа МонологМонолог ИсповедьИсповедь КредоКредо АскетизмАскетизм ЛичностьЛичность СчастьеСчастье СвободаСвобода мцыри – неслужащий монах
Развитие сюжета ЭкспозицияЭкспозиция ЗавязкаЗавязка Развитие сюжетаРазвитие сюжета КульминацияКульминация РазвязкаРазвязка История Мцыри «Ты слушать исповедь мою Сюда пришел?» «Что видел я на воле?» Поединок с барсом Последняя просьба
Особенности композиции Композиция - обратная Рассказ в рассказе – исповедь Мцыри, напоминающая спор, хотя монах не произносит ни одного слова Вывод: романтическая поэма Вывод: содержание определяет форму романтическая поэма
Система образов поэмы монах Родина Отчий дом грузинка Барс природа Мцыри Отвергает жизнь в монастыре, утверждая для человека право выбора «Томим неясною тоской по Стороне моей родной» «… думы пылкие мои смутились…» «…быть в краю отцов не из последних удальцов» «И вспомнил я наш мирный дом» «Я видел горные хребты, причудливые, как мечты»
«Что делал я на воле?» «Жил…» Жизнь в монастыре «Три блаженных дня» на воле Свобода Вседозволенность Право выбора ?
«А душу можно ль рассказать?» Мцыри – любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. В.Г.Белинский
Особенности языка поэмы Самостоятельная работа с текстом Выписать наиболее яркие эпитеты, сравнения, олицетворения, метафорыВыписать наиболее яркие эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры из глав 6 и 11 из глав 6 и 11 Докажите, что пейзаж романтическийДокажите, что пейзаж романтический Какие средства использует автор, рисуя своего героя?Какие средства использует автор, рисуя своего героя?