Введение Язык Паскаль был создан как учебный язык программирования в 1968 –1971г. Никлаусом Виртом. Язык Паскаль был создан как учебный язык программирования в 1968 –1971г. Никлаусом Виртом. В настоящее время этот язык имеет более широкую сферу применения, чем предусматривалось при его создании. Целью работы Вирта было создание языка, который: В настоящее время этот язык имеет более широкую сферу применения, чем предусматривалось при его создании. Целью работы Вирта было создание языка, который: Строился бы на небольшом количестве базовых понятий; Строился бы на небольшом количестве базовых понятий; Имел бы простой синтаксис; Имел бы простой синтаксис; Допускал бы перевод программ в машинный код простым компилятором; Допускал бы перевод программ в машинный код простым компилятором; Все эти качества сделали язык очень популярным и удобным для применения в школе. Все эти качества сделали язык очень популярным и удобным для применения в школе.
Методическое пособие Программирование на языке Turbo Pascal. Язык программирования Паскаль. Язык Паскаль был одним языков, созданных для обучения и получивших популярность, как и новичков, так и в серьёзном программировании. Язык Паскаль был одним языков, созданных для обучения и получивших популярность, как и новичков, так и в серьёзном программировании. При его создании успешно решена задача сочетания сравнительной простоты языка с потенциальной широтой области его применений. При его создании успешно решена задача сочетания сравнительной простоты языка с потенциальной широтой области его применений.
В отличии от своих предшественников (в частности Бейсика) Паскаль допускает разнообразные типы составных объектов: В отличии от своих предшественников (в частности Бейсика) Паскаль допускает разнообразные типы составных объектов: запись - упорядоченный набор про именованных объектов произвольных типов; запись - упорядоченный набор про именованных объектов произвольных типов; файл - упорядоченный набор однородных данных, размещаемых во внешней памяти; файл - упорядоченный набор однородных данных, размещаемых во внешней памяти; множество - набор элементов одного типа, кодируемых отрезками натурального ряда или произвольными именами. множество - набор элементов одного типа, кодируемых отрезками натурального ряда или произвольными именами.
В Паскале имеется оператор варианта, т. е. выбора одной из нескольких альтернативных последовательностей (ветвей) операторов по вычисляемому номеру ветви. В Паскале имеется оператор варианта, т. е. выбора одной из нескольких альтернативных последовательностей (ветвей) операторов по вычисляемому номеру ветви.
Самые популярные системы программирования на языке - Object Pascal, Borland Pascal (Turbo Pascal) и TopSpeed Pascal. Самые популярные системы программирования на языке - Object Pascal, Borland Pascal (Turbo Pascal) и TopSpeed Pascal. На основе Паскаля была разработана одна из наиболее популярных систем быстрой разработки программ: На основе Паскаля была разработана одна из наиболее популярных систем быстрой разработки программ: (Rapid Application Development, RAD) - визуальная система программирования Воrlаnd Delphi. (Rapid Application Development, RAD) - визуальная система программирования Воrlаnd Delphi.
Программа на Паскаль, также как и в других языках программирования реализует алгоритм решения задачи. Программа на Паскаль, также как и в других языках программирования реализует алгоритм решения задачи.алгоритм Она обьединяет последовательность действий, выполняемых над определенными типами данными с помощью операций, определяемых возможностями языка. Она обьединяет последовательность действий, выполняемых над определенными типами данными с помощью операций, определяемых возможностями языка.
Язык Паскаль является универсальным языком, т.е. на нем можно писать вычислительные, графические и системные программы, программы по обработке больших блоков данных(типа СУБД). Язык Паскаль является универсальным языком, т.е. на нем можно писать вычислительные, графические и системные программы, программы по обработке больших блоков данных(типа СУБД).
Формат программы Программа Паскаль состоит из строк. Максимальная длина строки символов. Программа Паскаль состоит из строк. Максимальная длина строки символов. Набор текста программы осуществляется обычно с помощью встроенного редактора текстов системы программирования Turbo Pascal (или другой версии этой системы). Набор текста программы осуществляется обычно с помощью встроенного редактора текстов системы программирования Turbo Pascal (или другой версии этой системы). Набирая текст программы, программист имеет право произвольно располагать строки на экране. Набирая текст программы, программист имеет право произвольно располагать строки на экране. Обязательным является только порядок следования частей программы и правильность их Обязательным является только порядок следования частей программы и правильность их
Структура программы Program (input,output); - заголовок Program (input,output); - заголовок Uses ; -список подключаемых библиотечных модулей Uses ; -список подключаемых библиотечных модулей Label :; -раздел описания меток Label :; -раздел описания меток Const :; - раздел описания констант Const :; - раздел описания констант Type :; - раздел описания типов данных Type :; - раздел описания типов данных
Var :; - раздел описания переменных Var :; - раздел описания переменных Procedure ; - описание процедур и запись их операторов ; Procedure ; - описание процедур и запись их операторов ; Function ; - описание функций ; Function ; - описание функций ; Begin End. Begin End.
Типы данных в языке Паскаль Каждый элемент данных относится к одному из конечного множества типов, допустимых для конкретного языка программирования. Каждый элемент данных относится к одному из конечного множества типов, допустимых для конкретного языка программирования. Тип - это множество значений, которые могут принимать объекты программы, и совокупность операций, допустимых над этими значениями. Тип - это множество значений, которые могут принимать объекты программы, и совокупность операций, допустимых над этими значениями. Все типы данных разделяются на две группы: скалярные (простые) и структурированные (составные). Все типы данных разделяются на две группы: скалярные (простые) и структурированные (составные).
Простые типы данных С простыми типами данных Вы можете ознакомиться здесь. С простыми типами данных Вы можете ознакомиться здесь.здесь
Пользовательские типы данных В Паскаль существуют типы данных, определяемые пользователем. В Паскаль существуют типы данных, определяемые пользователем. Это перечислимый тип (когда непосредственно, в разделе описания типов, заранее записываются все значения для переменных этого типа) и интервальный (когда задаются границы диапазона значений для данной переменной), указательный тип (кроме Pointer), структурированные типы и процедурный тип. Это перечислимый тип (когда непосредственно, в разделе описания типов, заранее записываются все значения для переменных этого типа) и интервальный (когда задаются границы диапазона значений для данной переменной), указательный тип (кроме Pointer), структурированные типы и процедурный тип.Pointer
Структурированные типы данных Составные типы данных определяют упорядоченную совокупность скалярных переменных и характеризуются типом своих компонентов. Составные типы данных определяют упорядоченную совокупность скалярных переменных и характеризуются типом своих компонентов. К структурированным типам данных в Turbo Pascal относят: тип-массив (array), тип- множество (set), тип-запись (record), файловый тип (file), объектный тип (object), строковый тип (string) К структурированным типам данных в Turbo Pascal относят: тип-массив (array), тип- множество (set), тип-запись (record), файловый тип (file), объектный тип (object), строковый тип (string)
Строковый тип Строка-в общем случае это последовательность символов. Строка-в общем случае это последовательность символов. Строка представляет собой особую форму одномерного массива символов, которая имеет существенное отличие. Строка представляет собой особую форму одномерного массива символов, которая имеет существенное отличие. Массив символов имеет фиксированную длину (количество элементов), которая определяется при описании. Массив символов имеет фиксированную длину (количество элементов), которая определяется при описании.
Строка имеет две разновидности длины: Общую длину строки, которая характеризует размер памяти, выделяемый строке при описании. Строка имеет две разновидности длины: Общую длину строки, которая характеризует размер памяти, выделяемый строке при описании. Текущую длину строки (всегда меньше или равную общей длине), которая показывает количество смысловых символов строки в каждый конкретный момент времени. Текущую длину строки (всегда меньше или равную общей длине), которая показывает количество смысловых символов строки в каждый конкретный момент времени. Для определения данных строкового типа в Turbo Pascal 7.0 введены стандартные типы String и PChar. Для определения данных строкового типа в Turbo Pascal 7.0 введены стандартные типы String и PChar.PChar
Графический режим работы. Модуль Graph Особенности работы с графикой Особенности работы с графикой При работе в графическом режиме изображение на экране строится не из символов, а из точек – пикселов. При работе в графическом режиме изображение на экране строится не из символов, а из точек – пикселов. Каждый пиксел имеет две координаты, Х и Y и определённый цвет. Каждый пиксел имеет две координаты, Х и Y и определённый цвет.
0 0 (0,0) (639,0) у х (0,479) Система координат пикселов в графическом режиме работы
При использовании модуля Graph, обслуживающего режим, Turbo Pascal умеет работать с разрешением экрана до 640*480 пикселов. При использовании модуля Graph, обслуживающего режим, Turbo Pascal умеет работать с разрешением экрана до 640*480 пикселов. Для современных компьютеров это разрешение считается устаревшим. Для современных компьютеров это разрешение считается устаревшим.
Пример программы Вычерчивание разноцветных концентрических окружностей. Вычерчивание разноцветных концентрических окружностей.Uses Graph, Crt; Graph, Crt;Var Gd, Gm,r:integer; Gd, Gm,r:integer; Color:byte; Color:byte;Begin Gd :=Detect; Gd :=Detect;
InitGraph(Gd,Gm, ); InitGraph(Gd,Gm, ); If GraphResult grOk then If GraphResult grOk then Halt(1); Halt(1); Randomize; {на экран выводится 10 разноцветных окружностей} Randomize; {на экран выводится 10 разноцветных окружностей} for r:= to 10 do for r:= to 10 do begin begin SetColor(random(16)); SetColor(random(16)); Circle(320,240, r*5) {Процедура Circle(x,y,r) рисует окружность с центром в точке (х,у) и радиусом R} Circle(320,240, r*5) {Процедура Circle(x,y,r) рисует окружность с центром в точке (х,у) и радиусом R}
End; End; Readln; Readln; CloseGraph CloseGraph end. end.
Pascal сложная, но интересная программа, этот проект был создан для ознакомления с ней, если она вас заинтересовала, можете продолжить обучение при помощи дополнительной литературы Pascal сложная, но интересная программа, этот проект был создан для ознакомления с ней, если она вас заинтересовала, можете продолжить обучение при помощи дополнительной литературы