Антигуманная сущность теории Раскольникова и ее крах ( По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Цели урока: Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления Показать какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за идею, которой руководствуется он в своей жизни Развивать навыки литературного анализа произведения
Вопросы для обсуждения: В чем суть теории Раскольникова? К чему привела теория Раскольникова? Как для себя определяет цели преступления? Чем оправдывает свое намерение? Почему мучается? Как теория Лужина связана с теорией Раскольникова? Имел ли Свидригайлов основания сказать Раскольникову «мы одного поля ягоды»? Кто опровергает антигуманную теорию Раскольникова? Что и кто помог Раскольникову возродиться?
Жанровоесвоеобразиеромана социальный философский психологический петербургский роман – опровержение
Мотивы (социальные, психологические, нравственные), побудившие Раскольникова к убийству: Идеи, витающие в воздухе, обс тоятельства жизни Душевное состояние Раскольникова: Внешние: Взгляды революционных демократов Идеи бонапартизма Тяжелая, душная атмосфера города Судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница) Внутренние: Состояние Раскольникова («задавлен бедностью», страдает за других, стремление действовать) Характер Раскольникова (замкнут, одинок, самолюбив) «Безобразная мечта»
«…идея – сила, формирующая человека его характер… определяющая его поведение не меньше, чем психология и чем среда» Раскольников –человек идеи. Идея обхватывает его и владеет им, но имея то свойство, что владычествует в нем не столько в голове его, сколько воплощаясь в него, переходя в натуру, всегда с страданием и беспокойством, и уже раз поселившись в натуре, требует незамедлительного приложения к делу. Для такого человека измениться в убеждениях значит… тотчас и во всей своей жизни. Достоевский Ф.М.
Статья Раскольникова в газете «Периодическая мысль»: «О преступлении» СУТЬ ТЕОРИИ: Исторический прогресс совершается за счет чьих-то страданий Все человечество можно разделить на два разряда: «тварей дрожащих» и «право имеющих» имеющих» «Вошь ли я или право имею?» Мечта о роли властелина мира (Наполеона) и спасителя человечества(Христа)
Теория «двух разрядов» - даже не обоснование преступления. Она уже и есть преступление. Она с самого начала решает, предрешает вопрос – кому жить, кому не жить. Ю. Карякин
Роман – исследование: Почему убил? Почему признался? Почему воскрес?
Преступление Раскольникова В основе преступления – внутренний духовный конфликт Рационалистическое отношение к жизни («теория о сверхчеловеке») Нравственное чувство, духовное «Я» противоречие Вина Раскольникова Перед богом Перед законом
Идея Раскольникова: «убить одну, а потом сотню людей спасти» Между крестом ПомочьПомочь близким близким и далеким и далеким людям людям 100 > > 1 РАСКОЛЬНИКОВРАСКОЛЬНИКОВ РАСКОЛОТРАСКОЛОТ и топором «Я для себя убил» 1>100
Цели преступления: Проверить на деле свою теорию, «сделать пробу» - узнать, к какому разряду людей можно себя отнести Обеспечив свое будущее, сделать много добрых дел, помочь бедным людям, стать «благодетелем человечества» На украденные деньги обеспечит себе учебу в университете и первые шаги после университета
Крестный путь Родиона Раскольникова Во власти «безобразной» мечты Статья «О преступлении» 1 убить, чтобы спасти 100 «Да неужели ж я в самом деле возьму топор?» «Вошел к себе, как приговоренный к смерти» «Господи! Покажи мне мой путь и я отрекаюсь от проклятой мечты моей" «Не уйти ли?» «Он вынул топор, взмахнул» «Неужели это казнь наступает?» В конторе: «войду, встану на колени и все скажу» «Все кончено. Нет улик» «будто ножницами отрезал себя от всех» Непреодолимый страх
«По вашей же теории вышло» - Лужину «мысль терзала его, он не хочет так жить» «Ноги сами привели к тому дому» «Да, замочился… я весь в крови…» «не умерла еще моя жизнь со старухой» (гордость и самоуверенность) «А я жертвы не принимаю» «Уж не Наполеон ли нашу Алену Ивановну укокошил?» Мещанин: «убивец» «Я не человека, я принцип убил» «Мать, Дуня, как я любил их! Почему теперь ненавижу?» Полупризнание Разумихину Чтение Библии П.П. «я не дам вам себя мучить» Признание Соне: «я хотел осмелиться и убил» Свидригайлов: «мы одного поля ягода» «вы ведь в теорию свою больше не верите» «Помолитесь за меня» «Это я убил» «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого»
Двойники Раскольникова Лужин Свидригайлов Соня Мармеладова Делец, деньги – единственный его Бог. Готов «переступить все препятствия». Живет по принципу «все дозволено» Человек, лишенный нравственных устоев, запретов. Доведенный до цинизма вариант цинизма варианттеорииРаскольникова Наделена даром бесконечного сострадания людям. Идет на страдания и унижения ради близких. «Себя убила» Бесчеловечность индивидуализма, эгоистическое самоутверждение за счет других Христианская любовь и смирение спасают
…история Раскольникова – это история заблудшей души. Это развеянный миф о «сверхчеловеке», об избранных, которым все дозволено. Кулиджанов Л..
Двойственность души человеческой Добро Красота Любовь Высокое Зло Безобразное Ненависть Низкое борьба Мы – источник веселья и скорби рудник, Мы – вместилище скверны и чистый родник. Человек, как в зеркале мир многолик, Он ничтожен и он же безмерно велик. О. Хайям
Неоспоримо и несомненно : Достоевский – гений, но злой гений наш. Он изумительно глубоко почувствовал, понял и с наслаждением изобразил… болезни, воспитанные в русском человеке его уродливой историей, тяжкой и обидной жизнью… существа забитого, запуганного, способного наслаждаться своим страданием. Не без злорадства однако, рисуясь перед всеми и перед самим собою. Это душа…. одновременно трусливая и дерзкая, а прежде всего – болезненно злая…, очень искаженная душа… Деятельность Достоевского – художника является гениальным обобщением отрицательных признаков и свойств национального русского характера. Горький А.М.
Достоевский … в некоторые минуты ближе нам, чем те, с кем мы живем и кого мы любим, - ближе, чем родные и друзья. Он знает самые сокровенные наши мысли, самые преступные желания нашего сердца. Нередко, когда читаешь его, чувствуешь страх от его всезнания, от этого глубокого проникновения в чужую совесть. У него встречаются тайные мысли, которых не решился бы высказать не только другу, но и самому себе… Книг Достоевского нельзя читать: их надо пережить, выстрадать, чтобы понять. И потом они уже не забываются… в обыкновенных мелочах жизни открываются такие глубины, такие тайны, которых мы никогда не подозревали. Мережковский Д.
И русские народники, и эсеры, и большевики эпохи красного террора, и баскские сепаратисты, и ольстерские ультра, и террористы палестинские террористы чеченские всегда выступали и выступают под знаменами высоких и святых идей – за национальную независимость, за свободу народа, за его счастье, за справедливость… и вместе с тем очень много среди них и тех, для кого кровавое дело – способ раскрыть и утвердить собственное «я». Айзерман Л.С.
Выводы: Изображая своего героя, Достоевский утверждает неразрывность человечности с истинной совестливостью. Роман и его герой убеждают, что осуществление своих целей за счет ущемления интересов других людей безнравственно и бесчеловечно. Преступления ведут к разрушению личности самого «переступившего».
Наказание в нем самом «да неужели ж, я в самом деле возьму самом деле возьму топор, стану бить по голове… Господи, неужели?» «чувство разомкнутости и разъединенности с людьми замучило его» «…словно бы ножницами отрезал ножницами отрезал себя от них» «я не старушонку, я себя убил…»
Индивидуальные задания Составить шпаргалку по теории Раскольникова Составить викторину или тест ( с ответами) Задайте вопросы Раскольникову
Каков, по вашему мнению, главный мотив убийства из тех, что Раскольников называет Соне Мармеладовой? (часть пятая, гл.4) Раскольников о мотивах убийства Авторские ремаркиНаблюдение Сони за поведением героя