Предупреждение утомляемости на уроке. Хроническое утомление это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников. Поскольку «ячейкой» образовательного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Здоровьесберегающая педагогика Здоровьесберегающая педагогика 1. Здоровьесберегающая инфраструктура школы состояние и содержание здания и помещения школы.
Advertisements

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
Здоровьесберегающие образовательные технологии Смирнова С.А., зам. директора по УВР МОУ Вощиковская СОШ.
Рекомендации по организации урока с позиции здоровьесбережения.
Самоанализ урока с позиций здоровьесбережения (выступление на семинаре для молодых педагогов) Автор: Рыбкина Н.И., учитель русского языка и литературы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии Материал подготовила Заместитель директора по ВР МОУ СОШ 20 Пушкарёва Татьяна Валерьевна Калуга, 2008.
Работу выполнила Работу выполнила учитель начальных классов МБОУ СОШ 8 учитель начальных классов МБОУ СОШ 8 Паничкина Ирина Ивановна Паничкина Ирина Ивановна.
Педагогические здоровьесберегающие технологии МОУ «Болтовская СОШ» Орехова Евгения Николаевна.
«Использование здоровьесберегающих методов и приемов на уроках»
Проведение урока математики с позиции технологии здоровьесбережения. Костромина Татьяна Дмитриевна -руководитель ШМО учителей математики, информатики.
чистота; температура и свежесть воздуха; рациональность освещения класса и доски; наличие или отсутствие неприятных монотонных звуковых раздражителей.
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения Мамонтова Л. Г., учитель химии ГОУ Лицей 1523 Москва.
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе.
Здоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решения.
Педагогический совет по теме "Здоровьесбережение в организации учебного- воспитательного процесса.
Стриженкова Светлана Викторовна секция 8 «Создание здоровьесберегающей среды в МОУ» секция 8 «Создание здоровьесберегающей среды в МОУ»
Технологии здоровьесбережения на уроках биологии (анализ урока). МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Выполнила: Л.А.Дроздова, учитель биологии МОУ СОШ 16 г.Воркуты.
Здоровьесберегающие технологии. Критерии здоровьесбережения на уроке Критерии здоровьесбережения Обстановка и гигиенические условия в классе Количество.
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные.
Здоровьесберегающие технологии МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ.
Транксрипт:

Предупреждение утомляемости на уроке

Хроническое утомление это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников. Поскольку «ячейкой» образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее актуальной.

Утомление на школьном уроке - естественное следствие учебной деятельности. О начале развития утомления свидетельствует: снижение продуктивности труда (увеличение числа ошибок и неправильных ответов, удлинение времени выполнения рабочих операций), появление двигательного беспокойства, снижение внимания, нарушение дыхания, сердцебиение, ухудшение самочувствия. Признаки утомления возникают позднее, если школьник находится в благоприятных условиях.

Утомляемость трудность учебного материала (определяется по характеру мыслительной деятельности, интенсивности и объему учебной нагрузки); насыщенность видов учебной деятельности (определяется по числу видов учебной деятельности, элементов урока); эмоциональное состояние обучающихся (зависит от реакций детей на учебную нагрузку, особенностей изложения учителем материала, формы и характера учебного задания

Все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или в процессе отдыха. При правильно организованном уроке, разумном чередовании видов деятельности, умственного труда и отдыха, дети сохраняют работоспособность в течение всего урока.

При организации урока необходимо учитывать динамику работоспособности обучающихся: 35 минут врабатывание; 510 минут оптимум, период самой высокой работоспособности; 23 минуты период компенсаторной перестройки: организму необходимо отрегулировать нагрузку, отдохнуть (продолжение интенсивной работы приводит к резкому снижению работоспособности, переутомлению организма); 510 минут период средней работоспособности; оставшаяся часть времени урока период непродуктивной работы.

Момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.

Оптимизация структуры урока с целью предупреждения перегрузки и утомляемости учащихся плотность урока не менее 60 % и не более 7580 %; оптимальная смена видов деятельности ; средняя продолжительность различных видов деятельности не более 10 минут; частота чередования различных видов деятельности не позже чем через 7 10 минут; количеством используемых методов и приемов преподавания не менее 3; чередованием методов и приемов преподавания не реже чем через 1015 минут; наличием эмоциональных разрядок (23);

Оптимизация структуры урока с целью предупреждения перегрузки и утомляемости учащихся место и длительность применения ТСО ; чередованием позы обучающихся, которая изменяется в соответствии с видом работы; наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток; психологический климат с преобладанием положительных эмоций обучающихся.

В течение урока необходимо несколько раз менять виды умственной работы, чтобы их продолжительность не превышала времени активного внимания у школьника данного возраста. Продолжительность активного внимания у школьников: 7-8 лет – 15 мин.; 9-10 лет – 20 мин.; лет – 30 мин.; лет – 40 мин.; у взрослых – мин.

Нормой считается 4–7 видов за урок. Виды деятельности Опрос обучающихся ПисьмоЧтениеСлушание Рассказ Рассматр ивание наглядны х пособий Ответы на вопросы Решение примеров Решение задач Практичес кие занятия Работа за ПК

Во всех видах учебной деятельности учитель может использовать ЦОРы. Но нужно помнить, что при использовании ЦОРов утомляемость наступает быстрее. Поэтому при составлении плана урока следует обратить внимание на чередование видов деятельности с ЦОРами и без них. Нормой считается 4-7 видов за урок.

Методы преподавания Словесный Наглядный Аудиовизуальный Самостоятелтная работа Методы активизации инициативы и творческого самовыражен ия Методы свободного выбора(свобо дная беседа, выбор действия..) Активные методы(ученик в роли учителя,обучение в группах..)

Между творческой активизацией учеников на уроке и вероятностью появления у них непродуктивного утомления существует обратно пропорциональная связь.

Длительность непрерывного применения аудиовизуальных технических средств в учебном процессе : диапозитивов в 1-2 классе - от 7 до 15 мин, кинофильмов - от 15 до 20 мин, телепередач - до 15 мин; для 3-4 классов мин, мин и 20 мин соответственно; для 5-7 классов мин для всех видов технических средств обучения ; в 8-11 классах мин для всех видов.

К нежелательным показателям окончания урока относятся: неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»; отсутствие времени на вопросы учащихся; необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания.

Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока рациональный Недостаточно рациональный Нерациональны й 2345 Плотность урока Не менее 60% и не более 75-80% 85-90%Более 90% Количество видов учебной деятельности –2 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 мин11 – 15 минБолее 15 мин Гигиенические критерии рациональной организации урока

Частота чередования различных видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7 –10 мин Смена через 11 – 15 мин Смена через 15 – 20 мин Количество видов преподавания Не менее 3-х21 Чередование видов преподавания Не позже чем через мин Через 15 – 20 минНе чередуются Наличие эмоциональных разрядок Нет Место и длительность применения ТСО В соответствии с гигиеническими требованиями С частичным соблюдением гигиенических норм В произвольной форме

Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся. Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся. Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем. Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток На 20 и35 мин. урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого 1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью отсутствуют

Психологический климат Преобладают положительные эмоции Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный Преобладают отрицательные эмоции Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности Не ранее 40 минНе ранее минДо 30 мин