1 ИКТ в Управлении Дистанционным Обучением: решения и услуги, предлагаемые ИТМО для Российских университетов Санкт-Петербургский Государственный Университет Информационных Технологий, Механики и Оптики Геннадий Громов, доцент кафедры ВТ СПбГУ ИТМО Павел Беликов, ЦИС, СПбГУ ИТМО
2 ИКТ в управлении ДО Дистанционное образование является одним из наиболее перспективных направлений решения стратегических задач развития образования в России в области повышения качества и доступности образования.
3 Услуги и решения, предлагаемые СПбГУ ИТМО в рамках работы консультационного центра ICT4UM Услуги Академии ЛИМТУ СПбГУ ИТМО. Система дистанционного обучения AcademicNT.
4 Услуги Академии ЛИМТУ СПбГУ ИТМО Академия ЛИМТУ СПбГУ ИТМО предлагает следующие услуги: Профессиональная переподготовка кадров; Сертифицированные курсы ведущих поставщиков программного и аппаратного обеспечения (Microsoft, Novell, Cisco). По окончании учебных курсов выдается диплом государственного образца.
5 Система ДО AcademicNT Образовательная среда AcademicNT официально зарегистрирована в реестре программ для ЭВМ в 2006 году. Победитель в номинации "Корпоративные системы дистанционного обучения" всероссийского творческого конкурса научно-технических решений, образовательных продуктов и услуг в области информатизации образования. (2008 год). Система дистанционного обучения AcademicNT предоставляется на бесплатной основе. Использование системы позволяет решить следующие задачи: Публикация рабочих программ дисциплин; Формирование и учет рейтингов студентов по дисциплине и доступ к этой информации всех заинтересованных участников учебного процесса; Мониторинг результатов обучения как для группы студентов, так и для каждого студента в отдельности; и т.д.
6 Управление ролями пользователей Обеспечение степени доступа к электронным учебно-методическим комплексам (УМК) и результатам учебного процесса в соответствии со статусом пользователя и с учетом различных дополнительных факторов.
7 Группы безопасности
8 Управление разработкой электронных УМК УМК, разработанные на основе комплексного подхода, имеют иерархическую модульную структуру.
9 Управление траекторией обучения Производится на 3-х уровнях: Уровни управления траекторией обучения 1. Уровень курса 2. Уровень сценария 3. Уровень кадра
10 Управление траекторией обучения на уровне курса Программирование структуры электронного курса осуществляется на основе конечно автоматного подхода, при котором задается набор состояний компетентности, способы достижения целевой компетентности и алгоритмы оценки уровня мастерства выпускника.
11 Управление траекторией обучения на уровне сценария На уровне сценария траекторию обучения можно реализовать с помощью цепочки заданий, предъявляемых обучаемому последовательно, при этом предъявление следующего задания из цепочки зависит от результатов ответа на предыдущее задание.
12 Управление траекторией обучения на уровне кадра На данном уровне основным компонентом являются адаптивные диалоги.
13 Мониторинг и управление организацией учебного процесса
14 Пример реализации графика аттестаций в системе ДО AcademicNT
15 Управление сетевым общением Реализация сетевого взаимодействия (сетевого общения) между пользователями системы дистанционного обучения является одним из наиболее эффективных способов повышения качества работы такой системы. Виды сетевого общения Доска объявлений Опросы Форум Чат Электронная почта
16 Мониторинг и управление качеством образования Для оценки качества образования в системе ДО AcademicNT реализован электронный журнал, обладающий необходимым набором функций для наглядного отображения информации, такой как: динамика изменения среднего балла; распределение баллов студентов группы; детальная статистика для каждого студента; и др.
17 Электронный журнал
18 Анализ использования информационных технологий европейских ВУЗов Национальный университет дистанционного образования в Мадриде (Universidad Nacional de Educación a Distancia - UNED); Открытый университет Каталонии в Барселоне (Universitat Oberta de Catalunya - UOC).
19 Особенности технологий ДО в европейских ВУЗах Масштабность – действуют по всему миру; Массовость – более 200 тыс. студентов в 2008/2009 учебном году; Наличие нормативно- правовой базы – форма дистанционного обучения признана государством на ряду с очной, очно-заочной и заочной формами.
20 Universidad Nacional de Educación a Distancia (UNED) Был создан для обеспечения равных возможностей доступа к высшему образованию для тех, кто по каким- либо причинам (удаленное место жительства, полная трудовая занятость и т.п.) не могут посещать занятия по программам, предлагаемым традиционными университетами. Особое место в образовательной деятельности UNED занимает деятельность, направленная на предоставление высшего и дополнительного профессионального образования для инвалидов и людей, отбывающих временное наказание в местах заключения.
21 Система ДО UNED Для организации и управления учебным процессом ведется постоянное совершенствование системы работы с виртуальными кампусами. Отличительной особенностью платформы alf является расширение функций для поддержки ДО для студентов, обучаемых в ассоциированных центрах университета, а также для мониторинга и оценки качества образования (например, возможность удаленного мониторинга активности студентов и преподавателей в центрах). Также на основе платформы alf реализована система дистанционной защиты проектных работ в виде многоточечной Интернет-конференции.
22 Universitat Oberta de Catalunya (UOC) Особенностью этого университета является обеспечение деятельности студентов самыми передовыми технологическими и коммуникационными средствами, такими как: социальные инструменты, обеспечивающие совместную работы (блоги, вики и т.п.); мультимедийный контент; 3D-виртуальные среды обучения на основе видео-игр; Доступ к обучающим материалам с помощью мобильных устройств.
23 Система ДО UOC В 2009/2010 году в UOC будет внедрена система ДО Campus 5.0. Концепция новой платформы «Мой университет» ориентирована на формирование индивидуальной информационно-образовательной среды студента, обладающей такими возможностями как: Включение/выключение удаленных служб и ресурсов; Трансформация интерфейса.
24 Заключение Для повышения качества и конкурентоспособности образовательных программ ВУЗы должны вести совместную систематическую работу. ВУЗы должны разрабатывать новые ИКТ для описания, хранения и поиска в образовательном пространстве результатов обучения и компетенций. ВУЗы должны создавать и внедрять в практику новые подходы к управлению качеством образования, использующие новые методики и механизмы по планированию и оцениванию результатов обучения. При разработке информационно-образовательных сред и методов управления ДО студентов в них следует ориентироваться на комплексное решение проблем образования в контексте требований федеральных ГОС 3-го уровня и реформ Болонского процесса. Для достижения максимальных результатов необходимо создание Единого образовательного пространства. Для этого в полной мере подходит система ДО AcademicNT, разработанная в нашем университете.
25 Спасибо за внимание!