Разработка положений о тьюторском сопровождении в отдельных сферах Семинар кафедры тьюторского сопровождения образовательной деятельности ГАОУ ВПО МИОО 18 апреля 2012 года
Обсуждение основных идей положений о тьюторском сопровождении в отдельных сферах (семейном образовании, инклюзивном образовании, социальной сфере, начального и среднего профессионального образования) Обсуждение плана работ Задачи семинара
09-10 ноября 2011 года Задача разработки положений была сформулирована участниками внутренней экспертизы проекта профессионального стандарта тьюторского сопровождения ИОП История
Любой профессиональный стандарт: Имеет четко заданную структуру, отклонения от которой невозможны Является продуктом множества согласований Причина
Т.о., профессиональный стандарт тьюторского сопровождения ИОП: Носит рамочный характер Потенциально является основой для разных документов Причина (продолжение)
Должностные инструкции Требования к аттестации пед.работников Локальные акты по оплате труда и т.п. Возможные документы
Слишком большой разрыв между ПС и возможными документами в некоторых сферах тьюторского сопровождения Проблема
Основной субъект образовательного заказа и участник формирования и реализации ИОП - семья Иная роль педагогов Недостаточность нормативной базы в целом Семейное образование
Социализация - особый объект для построение индивидуальной программы Специфика терминологии, контингента подопечных, нормативной базы Социальная сфера
Специфика контингента подопечных Специфика предмета и задач сопровождения Специфика терминологии, нормативной базы, организации образовательного процесса Инклюзивное образование
Меньшая распространённость практик тьюторского сопровождения по сравнению с другими уровнями образования (общее, высшее профессиональное, дополнительное профессиональное) Начальное и среднее профессиональное образование
Координатор – М.Чередилина Координатор по семейному образованию – Т.Толоконникова Координатор по инклюзивному образованию – И.Карпенкова Координатор по социальному тьюторству – Е.Кобыща Координатор в сфере НПО и СПО – М.Лучко Рабочая группа
Февраль- март: формирование тематических подгрупп, разработка формата документа, подготовка пробных проектов Апрель: перекрестное обсуждение пробных проектов, обсуждение пробных проектов на семинаре МТЦ Намечены работы 2012 год
Май-июнь: доработка проектов в тематических подгруппах Июль-октябрь: обсуждение в сообществах Ноябрь: публичное обсуждение на V Международной научно-практической конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве» Декабрь: доработка, публикация результатов
"Положение - нормативный акт, рассчитанный на длительное действие, устанавливающий права, обязанности, формы, порядок деятельности, ответственность организаций и их должностных лиц." Основные установки
Положения, которые мы разрабатываем, должны в целом отвечать этому определению. Т.е. должны существовать организации, для которых пишется и в которых может действовать данное положение. В сферах, где такие организации еще не сложились (как семейное образование), положение возможно писать так, как будто задачи по созданию организаций решены хотя бы частично (т.е. разрабатывать и положение о тьюторском сопровождении, и проект по созданию организаций). Если организации уже есть (как в НПО / СПО), то положение пишется с учетом их особенностей и перспектив работы.
Наши положения будут иметь статус примерных, т.е., предполагается, могут служить основой для разработки подобных документов конкретными субъектами в тех или иных условиях: «Положение о тьюторском сопровождении в инклюзивном образовании Ульяновской области», «Положение о тьюторском сопровождении в колледже 7 города N».
Особенностями нашей работы, помимо того, что положения пишутся как примерные, является следующее: 1) опора на терминологию и содержание проекта профессионального стандарта тьюторского сопровождения ИОП; 2) максимальное отражение специфики заданной сферы (для чего и затевалась вся работа)
Терминология, ссылка на нормативную базу «Настоящее Положение подготовлено на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Типового положения об учреждении…, Профессионального стандарта тьюторского сопровождения ИОП, …» Описание целей Положения «Установить… Определить… Описать…» Основное содержание Цели и задачи тьюторского сопровождения в заданной сфере (можно коротко охарактеризовать и саму сферу, для которой пишется положение), полномочия тьютора, особенности выполнения им трудовых функций (см. проект профессионального стандарта). Элементы «Положения…»
Терминология представлена полно, грамотно? Нормативная база представлена полно? Задачи сформулированы авторами обоснованно, полно, непротиворечиво? Предложенная авторами структура отвечает поставленным задачам? Основные идеи описаны точно и полно? Проект опирается на профессиональный стандарт тьюторского сопровождения? Обсуждение основных идей положений
Вид трудовой деятельности: Тьюторское сопровождение ИОП Основная цель вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности): Педагогическое обеспечение формирования и реализации ИОП (В рамках Вида экономической деятельности «Образование») Обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности Педагогическая деятельность по сопровождению процессов формирования и реализации ИОП лицами разных возрастов и на разных ступенях образования. Включает: а) выявление образовательного запроса (интереса) тьюторанта и помощь в постановке образовательных целей, б) организацию проектирования образовательной деятельности, в т.ч. анализ и поиск образовательных ресурсов; в) содействие в реализации проекта образовательной деятельности в образовательной среде, г) организацию рефлексии и проектирования следующего шага в образовании Выдержки из профстандарта
План работ конкретный, выполнимый? Кого бы вы еще предложили в тематические подгруппы? Какие места и события еще можно предложить для общего плана и плана подгрупп? В чем хотите участвовать лично? Обсуждение плана работ
Состав вашей тематической подгруппы, как группа работала в феврале-марте Основные задачи положения (на какие вызовы отвечает, какие противоречия снимает) Основные пользователи Положения Структура положения Какие термины введены Нормативная база Основные идеи (что нового вносит по сравнению с профстандартом и действующей нормативной базой) Взаимоотношения с профстандартом (в чем опирается, расширяет, делает другие акценты и т.п.) Предполагаемые места и события для работы над положением в мае-октябре Ожидаемые перспективы использования Положения, его статус Проблемы, непонимания, противоречия, «дырки», запрос на помощь к МТЦ, участникам семинара Вопросы к выступлениям координаторов рабочих групп
10 минут выступление 20 минут обсуждение Регламент