Спасское - Лутовиново
Иван Сергеевич Тургенев Что значило Спасское- Лутовиново в жизни писателя?
Орел Путь в Спасское-Лутовиново Орловской губернии начинается с этого обычного города срединной части России. «Перед раскрытым окном красивого дома, в одной из крайних улиц губернского города Орла, сидели две женщины». Это строки начала романа «Дворянское гнездо». А наш путь – в родовое «дворянское гнездо» его автора – Ивана Сергеевича Тургенева.
Дом Тургеневых Имение Тургеневых Спасское - Лутовиново располагалось в березовой роще на пологом холме. Вокруг просторного двухэтажного господского дома, построенного в форме подковы, были посажены фруктовые сады, оранжереи. «Когда я подъезжаю к Спасскому, - писал Тургенев, - меня на каждый приезд охватывает странное волнение».
Церковь Такой же просветленной, стройной была усадебная церковь и при Тургеневе. Здесь состоялась торжественная служба в честь бракосочетания блестящего офицера Сергея Николаевича Тургенева и Варвары Петровны Лутовиновой.
Родители Варвара Петровна была старше Сергея Николаевича на пять лет, близость счастья делала ее деспотично-настойчивой. Не веря в обещание Сергея Николаевича заехать еще раз, не по делам, а «просто в гости», Варвара Петровна, владелица почти пяти тысяч крепостных душ и ста тысяч десятин земли, взяла у красавца офицера портупею – «Чтобы обещание было верней» Отец Тургенева, храбрый гусар Сергей Николаевич, сын хозяина деревеньки Тургенево с 210 душами крепостных, ничем уже не обладал, кроме герба, знания языков да редкой красоты. Когда Сергей Николаевич появился в Спасском, чтобы купить лошадей для полка, некрасивая, сутуловатая, правда, с удивительными, словно искрящимися глазами хозяйка Спасского Варвара Лутовинова сразу влюбилась в него.
Варвара Петровна Вторая половина ее жизни станет местью за невозвратимо загубленную молодость. Странной любовью любила Варвара Петровна своих детей, особенно Ивана: нежной до сахарности и деспотичной до жестокости. И.С.Тургенев вспоминал: «Мне нечем помянуть моё детство. Ни одного святого воспоминания. Меня наказывали за всякий пустяк. Редкий день проходил без розог».
Заглянем в дом… «Дом его показал мне его корни и много объяснил…» - писал в своем дневнике Лев Толстой после одного из посещений Спасского.
Столовая Мерный стук английских часов встречал Тургенева в столовой. На стенах дремали портреты знатных предков: Тургенев любил разглядывать тайны их ликов и судеб.
Малая гостиная Диван, прозванный самосоном, обещал сладкий послеобеденный сон и лениво-приятные мысли.
Биллиард На этом биллиарде Варвара Петровна обыгрывала когда-то своих уже взрослых сыновей.
Кабинет «Никогда я не работал так, как с тех пор, что живу здесь: провожу ночи у письменного стола», - вспоминал И. С. Тургенев.
Аллеи Спасского Мы медленно идем по одной из старых липовых аллей. Полуденное солнце почти не проникает сюда, тишина и прохлада мерно погружают нас в свои глубины. Эти тенистые аллеи, полные поэзии и тихой грусти, до последних дней были самой глубокой привязанностью Тургенева. Здесь – в этих аллеях – Тургенев мечтал видеть свою любимую женщину – Полину Виардо.
Полина Виардо
Узкая извилистая тропинка приводит нас к плотине большого Спасского пруда. Это уже граница усадьбы. В открывающихся отсюда видах что-то до боли знакомое – поля, пологие холмы, перелески… Россия.
А вот и знаменитый дуб, тот самый, что был посажен Иваном Сергеевичем в детстве, - на открытой просторной поляне за старым лутовиновским домом. «Мой любимый дубок стал уже молодым дубом. Вчера, среди дня, я более часа сидел в его тени на скамейке. Мне очень хорошо было».
Россия в стихах Тургенева Молчит и млеет лес высокий, Зеленый, темный лес молчит. Лишь иногда в тени глубокой Бессонный лист прошелестит. Звезда дрожит в огнях заката, Любви прекрасная звезда, А на душе легко и свято, Легко, как в детские года … И.Тургенев
Последнее лето Тургенев провел в Спасском в 1881 году. Писатель предполагал жить здесь подолгу, а может быть, поселиться навсегда. Мечтам этим не суждено было сбыться…