Статья 21. Подготовка и повышение квалификации научно-педагогических работников 1. Подготовка научно-педагогических работников осуществляется в аспирантуре.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Advertisements

Контрольные цифры приема в систему послевузовского профессионального образования вузов Минобрнауки России Годы Вид подготовки Аспирантура,
Ректор ГОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор Фёдоров М.В. Образование через всю жизнь – как способ реализации принципа преемственности поколений.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
Законопроект «Об образовании»- школьное образование и обучение. Мифы и реальность.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Е.Г. Федосова 22 мая 2013 года. Знать основные положения в 273-ФЗ, регламентирующие деятельность вузов Оценить перспективы формирования нормативной базы.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
Изменения в законодательных актах РФ в части изменения понятия и структуры ГОС Распоряжение Правительства РФ от р о внесении в Государственную.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Редакция на 15 июля 2011 года Редакция на 15 июля 2011 года.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (Постановление Правительства.
Бичарева Ольга Николаевна, ученый секретарь, канд. биол. наук 02 октября 2014 г.
Транксрипт:

Статья 21. Подготовка и повышение квалификации научно-педагогических работников 1. Подготовка научно-педагогических работников осуществляется в аспирантуре (адъюнктуре) и докторантуре высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций, а также путем прикрепления к таким образовательным учреждениям и научным организациям соискателей для подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук либо путем перевода педагогических работников на должности научных работников для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук. 2. Государство гарантирует создание необходимых условий для повышения квалификации не реже чем один раз в пять лет научно-педагогических работников государственных высших учебных заведений и научно-педагогических работников государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования. Соответствующие гарантии для научно-педагогических работников муниципальных высших учебных заведений и научно-педагогических работников муниципальных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, могут устанавливаться органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов. Повышение квалификации научно-педагогических работников может осуществляться также по договорам, заключенным физическими и (или) юридическими лицами с высшими учебными заведениями, за счет средств физических и (или) юридических лиц. 3. Порядок, виды и формы повышения квалификации в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок, виды и формы повышения квалификации научно-педагогических работников высших учебных заведений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и высших учебных заведений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Статья 21. Подготовка и повышение квалификации научно-педагогических работников 1. Подготовка научно-педагогических работников осуществляется в аспирантуре (адъюнктуре) и докторантуре высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций, а также путем прикрепления к таким образовательным учреждениям и научным организациям соискателей для подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук либо путем перевода педагогических работников на должности научных работников для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук. 2. Государство гарантирует создание необходимых условий для повышения квалификации не реже чем один раз в пять лет научно-педагогических работников государственных высших учебных заведений и научно-педагогических работников государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования. Соответствующие гарантии для научно-педагогических работников муниципальных высших учебных заведений и научно-педагогических работников муниципальных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, могут устанавливаться органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов. Повышение квалификации научно-педагогических работников может осуществляться также по договорам, заключенным физическими и (или) юридическими лицами с высшими учебными заведениями, за счет средств физических и (или) юридических лиц. 3. Порядок, виды и формы повышения квалификации в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок, виды и формы повышения квалификации научно-педагогических работников высших учебных заведений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и высших учебных заведений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

ОСНОВНОЙ ФУНКЦИОНАЛ ОТДЕЛА развития системы повышения квалификации научно- педагогических кадров профессионального образования Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Статья 21 Послевузовское профессиональное образование Повышение квалификации научно-педагогических работников

ИндексНаименование разделовТрудоёмкость и дисциплин (модулей)(в зачётных единицах)*** ОД.А.00Обязательные дисциплины11 ОД.А.01История и философия науки 2 ОД.А.02Иностранный язык 2 ОД.А.ОЗСпециальные дисциплины отрасли науки и научной специальности 2 ОНД.А.04, ОНД.А.05 и т.д. Дисциплины по выбору аспиранта****5 ФД.А.00Факультативные дисциплины*****13 П.А.00Практика******3 Итого на образовательную составляющую27 НИР.А.00 Научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации на соискание учёной степени кандидата наук ******* 165 КЭ.А.00Кандидатские экзамены 3 КЭ.А.01Кандидатский экзамен по истории и философии науки1 КЭ.А.02Кандидатский экзамен по иностранному языку1 КЭ.А.0ЗКандидатский экзамен по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук 1 ПД.А.00 Подготовка к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук******** 15 Итого на исследовательскую составляющую183 Общий объём подготовки аспиранта*********210

Контрольные цифры приема в систему послевузовского профессионального образования вузов Минобрнауки России Годы Вид подготовки Аспирантура, в том числе очно Докторантура Интернатура Клиническая ординатура

Численность аспирантов в вузах Минобрнауки России на конец года

Методика определения контрольных цифр приема в аспирантуру вузов Минобрнауки России Эффективность по отрасли науки, % Сокращение контрольных цифр, % 0на 100 до 10на 50 от 10 до 25на 25 от 25 до 35на 10 свыше 35не сокращаются

Распределение контрольных цифр приема аспирантов вузов Минобрнауки России по отраслям науки (бюджет)

Эффективность работы аспирантуры вузов Минобрнауки России Количество вузов Эффективность аспирантуры, %

Процент защит в срок в аспирантурах вузов Минобрнауки России

Процент защит в срок в докторантурах вузов Минобрнауки России

О проекте концепции непрерывного образования Т.М. Давыденко Директор Департамента профессионального образования МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 февраля 2011 г.

Основания разработки концепции 12 Проект распоряжения Правительства Российской Федерации «Об утверждении концепции развития непрерывного образования до 2015 года» Проект распоряжения Правительства Российской Федерации «Об утверждении Плана мер по развитию механизмов непрерывного образования на период до 2015 года» План заседаний Правительства Российской Федерации и Президиума Правительства Российской Федерации на январь - декабрь 2010 года, (утвержден 15 июля 2010 г. 3593п- П13) План заседаний Правительства Российской Федерации и Президиума Правительства Российской Федерации на январь-июнь 2011 г. (утвержден 29 декабря 2010 г. 6792п-П13) План по реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации Российской экономики Правительства Российской Федерации на 2010 год, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации 2 марта 2010 г. 972п-П13 (п. 79) План заседаний Правительства Российской Федерации и Президиума Правительства Российской Федерации на январь - декабрь 2010 года, (утвержден 15 июля 2010 г. 3593п- П13) План заседаний Правительства Российской Федерации и Президиума Правительства Российской Федерации на январь-июнь 2011 г. (утвержден 29 декабря 2010 г. 6792п-П13) План по реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации Российской экономики Правительства Российской Федерации на 2010 год, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации 2 марта 2010 г. 972п-П13 (п. 79)

Цель и особенности проекта Концепции 13 Акцент на содержании образования Акцент на непрерывном профессиональном образовании Цель Концепции - определение путей и способов поддержки государством и обществом развития качественного непрерывного образования в Российской Федерации, которое призвано обеспечить высокий уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики, реализацию актуальных потребностей личности в образовании на протяжении всей жизни Особенности Концепции:

Парадигма непрерывного образования Миссия системы непрерывного образования – стать основой социального единства и занятости Компоненты: основные образовательные программы, дополнительные образовательные программы Системность: создание единой системы, объединяющей все виды и формы образовательной деятельности Цель: создание условий для обучения в течение всей жизни 14

Понятие системы непрерывного образования 15 Совокупность: образовательных структур образовательных программ механизмов регулирования деятельности С целью: целостного развития человека как личности на протяжении всей его жизни, повышения возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире, развития способностей обучающегося, его стремлений и возможностей

Непрерывное образование в России 16 Основное общее образование Среднее (полное) общее образование Начальное профессиональное образование Среднее профессиональное образование Высшее профессиональное образование Послевузовское профессиональное образование Начальное общее образование Дошкольное образование Дополни- тельное образо- вание детей Дополнительное образование взрослых, включая дополнительное профессиональное образование

Современная система образования Российской Федерации 17 Дополнительные образовательные программы Основные профессиональные образовательные программы Основные общеобразовате- льные программы Программы дошкольного образования – начального общего – основного общего – среднего (полного) общего образования Программы НПО, СПО, бакалавриата, подготовки специалиста, магистратуры, послевузовского профессионального образования Программы профессиональной переподготовки и программы повышения квалификации Реализуются: Наряду с образовательными программами в сфере образования сегодня используются программы профессионального подготовки, предназначенные для освоения лицами различного возраста профессиональных компетенций или навыков, необходимых для выполнения определенных трудовых функций

Современная система непрерывного образования РФ уч.год Всего: учреждений дошкольного образования Дошкольное образование Всего: 5,3 млн. детей, из них около 1 млн. чел. – в возрасте от 1 года до 3 лет, 2,12 млн. чел. – в возрасте от З до 5 лет, 2,18 млн. чел. – в возрасте от 5 до 7 лет Показатель удовлетворения потребностей населения на 1 января 2010 года - 75,9%

Современная система непрерывного образования РФ уч.год Всего: общеобразовательных учреждений Общее образование Всего обучалось: 13,2 млн.чел гг. Уменьшение численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях и государственных общеобразовательных учреждениях субъектов РФ: почти на 1,9 млн.чел. Сокращение количества общеобразовательных учреждений на ед коррекционных учреждений Обучалось: 0,2 млн.чел. +

Современная система непрерывного образования РФ 20 Дополнительное образование детей 2009 год Всего: учреждений дополнительного образования детей, объединений и научных обществ Всего обучалось: 8,3 млн.чел.

Современная система непрерывного образования РФ 21 Профессиональное образование На 1 января 2010 г – образовательные учреждения НПО – образовательные учреждения СПО – образовательные учреждения ВПО – образовательные учреждения, реализующие программы послевузовского профессионального образования 1, 035 млн. чел. 2,142 млн. чел. 7, 418 млн. чел. 0, 154 млн. чел.

Современная система непрерывного образования РФ 22 Дополнительное профессиональное образование уч.год Всего: 1500 ОУ, реализующих программы профессиональной переподготовки и программы повышения квалификации гг. Увеличение почти в 2 раза числа граждан, обученных в системе дополнительного профессионального образования: 1995 г ,3 тыс. чел г ,1 тыс. чел. Охвачено 12,1% населения России в возрасте от 25 до 64 лет курсы повышения квалификации - 5,4 %, единовременные лекции, семинары - 3,2 %, программы профессиональной переподготовки - 3,5 % гг. Охвачено 5-6% населения России в возрасте от 18 до 60 лет

Предпосылки модернизации системы непрерывного образования 23 Рост требований к качеству трудовых ресурсов, обусловленный обострением международной конкуренции, стремительными темпами развития технологий Необходимость непрерывного обновления знаний, умений и навыков Экспертная оценка: в ближайшие 10 лет около 80% используемых сегодня технологий устареет, 80% работников будет иметь образование, полученное более 10 лет назад 1 2

Основные направления развития непрерывного образования 24 4 Формирование механизмов регулирования системы непрерывного образования Формирование конкурентного рынка услуг в области непрерывного образования Формирование механизмов обеспечения качества непрерывного образования Обеспечение преемственности образовательных программ Формирование рейтинговой системы оценки образовательных программ Поддержка общедоступных образовательных электронных ресурсов Изменение механизмов финансового обеспечения программ 5 6 7

1. Формирование механизмов регулирования системы непрерывного образования 25 Создание механизмов, регулирующих систему непрерывного образования Обеспечение взаимодействия с работодателями Создание системы корпоративного профессионального образования МЕРОПРИЯТИЯ

1. Формирование механизмов регулирования системы непрерывного образования 26 Работодатель ОУ профессионального образования Выпускник Работодатели осуществляют разработку профессионально-квалификационных структур; квалификационных требований; создают органы по разработке квалификационных требований 2 ОУ профессионального образования разрабатывают и реализуют образовательные программы на основе соответствующих профессиональных стандартов 3 Прохождение процедуры сертификации в соответствующем органе по присвоению квалификации

1. Формирование механизмов регулирования системы непрерывного образования 27 разработка, внедрение и актуализация программ обучения в соответствии с требованиями профессиональных стандартов решение задач профессиональной ориентации и консультаций, подбора, расстановки и адаптации кадров, планирования и нормирования труда работников, развития систем управления персоналом реализация программ повышения квалификации преподавателей, осуществляющих подготовку специалистов по отраслям экономики с целью актуализации их компетентности Система корпоративного профессионального образования Формирование корпоративных университетов, факультетов, институтов

2. Формирование конкурентного рынка услуг в области непрерывного образования 28 Создание механизмов, формирующих устойчивые прямые и обратные связи между производителями и потребителями образовательных услуг, включая прогноз потребности в услугах непрерывного образования, доступные информационные ресурсы мониторинг спроса и предложения на федеральном, региональном и муниципальном рынках образовательных услуг создание эффективной методики статистического учета по непрерывному образованию разработка и введение в действие национальной рамки квалификаций МЕРОПРИЯТИЯ

3. Формирование механизмов обеспечения качества непрерывного образования 29 Совершенствование системы оценки качества непрерывного образования Осуществление общественно-профессиональной аккредитации Создание независимых органов сертификации персонала Обеспечение информационного представления на сайте образовательного учреждения результатов аккредитации, сертификации и других показателей деятельности ОУ МЕРОПРИЯТИЯ

4. Обеспечение преемственности образовательных программ 30 Обеспечение преемственности образовательных программ Создание сети стажировочных площадок для подготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих работников Поддержка развития объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе ведущих вузов Введение системы зачетных единиц МЕРОПРИЯТИЯ

31 Непрерывное образование может выполнить свою функцию в полной мере только в том случае, когда оно охватывает все уровни и виды образования Основные образовательные программы всех уровней Дополнительные образовательные программы Сегмент образовательной системы, который способен быстро и гибко реагировать на потребности экономики (путем обеспечения оперативного обновления знаний и умений в соответствии с динамикой изменения потребностей) 4. Обеспечение преемственности образовательных программ

32 Система зачетных единиц - способ оценки трудоемкости образовательных программ путем присвоения кредитов их компонентам (дисциплинам, модулям и т. д.) Система зачетных единиц позволяет: учитывать результаты обучения при смене обучающимся образовательной траектории, учебного заведения или программы обучения сопоставлять образовательные программы предоставить обучающимся возможность самостоятельно планировать учебный процесс

5. Формирование рейтинговой системы оценки образовательных программ 33 Обеспечение здоровой конкуренции между участниками рынка непрерывного образования Разработка и апробация предложений по формированию системы рейтингования образовательных программ дополнительного образования и организаций Принципы построения системы рейтинговой оценки: добровольность участия, независимость оценки от участников рейтинга, открытость информации и методик сравнения, максимальная объективность показателей Привлекать: авторитетных экспертов, представителей работодателей, представителей профессиональных сообществ МЕРОПРИЯТИЯ

7. Изменение механизмов финансового обеспечения программ 34 Основа Принципы многоканальности финансирования образовательных программ и расширение прав и ответственности участников образовательного процесса Бюджетные источники Иные источники, в том числе специальных фондов, работодателей, самих граждан Персонифицированное финансирование непрерывного образования: финансовые сертификаты, чеки, ваучеры

Финансирование, предусмотренное федеральным бюджетом (млн. руб.) Финансирование, предусмотренное в рамках программ развития вузов, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет» Финансирование, предусмотренное в рамках программ развития федеральных университетов 627,7 689,9 760,8 876,1 823,1 598,6 Всего: 1492,4 Всего: 1708,8Всего: 1718, Средства федерального бюджета на повышение квалификации научно-педагогических работников ВПО (вузов, находящихся в ведении Минобрнауки России) Средства федерального бюджета на повышение квалификации научно-педагогических работников СПО

В рамках развития непрерывного образования в перспективе произойдет: 36 Расширение круга поставщиков услуг дополнительного образования Повышение мобильности на внутреннем рынке труда и позиционирование передовых российских технологий на международной арене Развитие системы образовательного консультирования и поддержки непрерывного образования Целенаправленное формирование человеческого капитала страны

Приоритетные направления повышения квалификации научно-педагогических работников вузов на 2011 год были определены следующими документами: Национальной доктриной развития Российской Федерации Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года Федеральной целевой программой развития образования на годы Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года Проектом Концепции непрерывного образования 37

Приоритетные направления повышения квалификации НПР в 2011 г. Введение ФГОС Современные технологии образовательного процесса Информатизация образования Инновационная деятельность Приоритетные направления науки и техники Совершенствование подготовки по отдельным областям Технологии повышен. квалификации взрослого населения 38

Минобрнауки России обеспечивает условия для решения поставленных перед системой повышения квалификации задач: Выделяются контрольные цифры приема (КЦП) для повышения квалификации НПР (ежегодно) На конкурсной основе ежегодно определяются базовые учреждения для повышения квалификации: - научно-педагогических - педагогических работников учреждений профессионального образования, находящихся в ведении Минобрнауки России 39

В 2011 г. в рамках государственного заказа запланировано повышение квалификации: НПР вузов и учреждений дополнительного профессионального образования (УДПО) (в рамках приказа о КЦП) Около 4500 НПР вузов и УДПО (в рамках приказа Минобрнауки России от 14 декабря 2010 г. 1759) Около 4000 ПР СПО и НПО (в рамках приказа Минобрнауки России от 14 декабря 2010 г. 1760) 40

Новая редакция закона «Об образовании», 293-ФЗ Вступление в силу с 1 января 2011 г.: - новой редакции ст. 55 Закона Российской Федерации от «Об образовании», введение в действие п. 9 и 10 ст. 9 Закона; - Федерального закона от ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» (п. 23 ст. 1) вводят новые правила при реализации программ ДПО для специалистов и педагогических работников, а также вносят существенные изменения в ранее установленный порядок выдачи документов государственного образца 41

ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ К минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, могут устанавливаться федеральные государственные требования в случаях, предусмотренных федеральными законами. (п. 9 введен Федеральным законом от N 309-ФЗ) 10. Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры), к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки являются обязательными при реализации соответствующих образовательных программ имеющими государственную аккредитацию образовательными учреждениями и научными организациями. (п. 10 введен Федеральным законом от N 293-ФЗ) (ст. 9, Закон РФ от N "Об образовании") Абз. 5, п. 5. Педагогические работники образовательного учреждения имеют право проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. (абзац введен Федеральным законом от N 215-ФЗ) (ст. 55, Закон РФ от N "Об образовании")

Проект приказа о КЦ на 2011 г. В целях организации повышения квалификации профессорско-преподавательского состава подведомственным ФГОУ ВПО и ФГОУ ДПО Минобрнауки России выделено контрольных цифр приема, из них: - в 210 ФГОУ ВПО – в 19 ФГОУ ДПО –

Примерный учебный план Программы повышения квалификации (часть 1) 44 п/п Наименование модулей* Минимальный объем часов, отведенный на модуль и итоговую аттестацию Минимальный объем часов, отведенный на теоретические занятия Минимальный объем часов, отведенный на практические занятия Мини-мальный объем часов, отведенный на стажировку Минимальный объем часов, отведенный на самостоятельну ю работу** Формы контроля 1. Нормативно-правовой модуль От 4 часовОт 2 часовОт 2 часов до Зачет или экзамен*** 2. Психолого-педагогический модуль От 6 часовОт 2 часовОт 4 часов до Зачет или экзамен 3. Модуль предметной области От 14 часовОт 6 часовОт 8 часов Зачет или экзамен 4. Модуль современных технологий в рамках тематики программы От 6 часовОт 2 часовОт 4 часов Зачет или экзамен 5. Контрольно-оценочный модуль От 4 часовОт 2 часовОт 2 часов до Зачет или экзамен 6.Практический модуль****От 10 часовОт 4 часовОт 6 часов Зачет или экзамен 7. Итоговая аттестация или государственная (итоговая) аттестация От 2часов Зачет, экзамен или защита итоговой работы***** Всего часов по ПрограммеОт 72 часов до 500 часов

Примерный учебный план Программы повышения квалификации (часть 2) Примечания: * Допускается изменение количества модулей в соответствии с целевой направленностью Программы, категории слушателей, их индивидуальными запросами, а также введение других модулей, в том числе, таких как: менеджмент в образовании, научно-исследовательская деятельность и др. При этом обязательными для освоения слушателями являются следующие модули: нормативно-правовой модуль, психолого-педагогический модуль, итоговая аттестация или государственная (итоговая) аттестация. ** При реализации Программ от 72 часов до 144 часов самостоятельная работа слушателя не учитывается в общем объеме времени, отведенном на освоение Программы. При реализации Программы свыше 144 часов объем времени, отведенный на самостоятельную работу слушателей, должен составлять не менее 30%. *** Форма проведения зачета и/или экзамена определяется образовательной организацией самостоятельно. **** Объем времени, отведенный на практический модуль, допускается использовать на практические занятия и стажировки в рамках соответствующих модулей. В соответствии с п. 21 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011г. 174 стажировка может быть осуществлена только на базе образовательной организации, реализующей Программу. ***** Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяется образовательной организацией, осуществляющей реализацию Программы. 45

Примерный учебный план Программы профессиональной переподготовки (часть 1) 46 п/п Наименование модулей Минимальный объем часов, отведенный на модуль и итоговую аттестацию Минимальный объем часов, отведенный на теоретические занятия Минимальный объем часов, отведенный на практические занятия Минимальный объем часов, отведенный на стажировку Минимальный объем часов, отведенный на самостоятельну ю работу Формы контроля 1. Нормативно-правовой модуль От 8 часовОт 4 часов Зачет или экзамен 2. Психолого- педагогический модуль От 24 часовОт 12 часов Зачет или экзамен 3. Модуль предметной области От 144 часовОт 72 часов Зачет или экзамен 4. Модуль современных технологий в рамках тематики программы От 24 часовОт 12 часов Зачет или экзамен 5. Контрольно-оценочный модуль От 12 часовОт 6 часов Зачет или экзамен 6.Практический модульОт 144 часовОт 72 часов Зачет или экзамен 7. Итоговая аттестация или государственная (итоговая) аттестация От 2 часов Экзамен или защита выпускной квалификационн ой работы Всего часов по Программе От 501 часа до 1000 часов

Требования Требования к уровню подготовки лиц, успешно освоивших Программу, должны содержать требования к профессиональным компетенциям, умениям и знаниям слушателя по результатам освоения Программы, сформулированные с учетом действующих профессиональных стандартов (при их наличии) и (или) квалификационных характеристик должностей работников образования. Требования к результатам освоения Программы формулируются в терминах «знать», «уметь», «владеть», а также в виде компетенций, которые формулируются как готовность и (или) способность к чему- либо. 47

Лица, успешно освоившие Программу, должны обладать* профессиональными компетенциями, включающими в себя способность: - следовать в образовательной деятельности основным целям и направлениям развития образования в соответствии с концептуальными документами в сфере образования Российской Федерации; - оценивать роль и место актуальных знаний и умений по предмету в профессиональной деятельности; - организовывать работу с использованием современных достижений психолого- педагогической науки и практики, технологий в данной отрасли знания по предмету; - проектировать сценарии учебных занятий с использованием инновационных методов обучения; - планировать результаты обучения на основе компетентностного подхода и разрабатывать в соответствии с ними оценочные средства. * Общие требования к результатам освоения Программы, которые должны быть содержательно дополнены в соответствии со спецификой Программы. В рабочих программах модулей должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с освоенными знаниями, умениями и приобретенными компетенциями в целом по Программе. 48

Лица, успешно освоившие Программу, должны уметь: - ориентироваться в новых социальных реалиях и перспективах развития системы образования; - включать в содержание обучения современные достижения науки в предметной области и современные технологии на их основе; - использовать современные технологии данной отрасли знания и предмета изучения в профессиональной деятельности; - организовывать обучение с использованием инновационных методов обучения; - выбирать формы и содержание обучения, методы оценивания в соответствии с запланированными результатами обучения. 49

Лица, успешно освоившие Программу, должны знать: - приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность*; - современное состояние, перспективы и направления развития данной отрасли знания (науки) и предмета изучения; - особенности применения и ожидаемые результаты при использовании современных технологий в данной отрасли знания (науки) и предмета изучения. - основные положения инновационного преобразования образовательного процесса и обучающей среды; - методические требования в планировании и оценивании результатов обучения на основе системно-деятельностного, компетентностного подходов. * Для категории научно-педагогических работников – основные направления развития науки и технологий. 50