Обобщить и углубить знания о словообразовании, важнейшем разделе русского языка, тесно связанном с навыками грамотного письма; Различать морфемы и определять.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Орфограммы корня: Очарование – чары Питание – подпитывать Портфель директор Собирать - соберу.
Advertisements

1 Подготовь рассказ по плану ! - Что такое корень - Что присоединяется к корню? - Как выделяется корневая морфема? - Что может происходить в корне слова?
Безударные гласные в корнях слов. «Школа здоровья и индивидуального развития» Красногвардейского района. Русский язык, 10-11классы. Курсовая работа Мелешкиной.
1. Видеть чередующиеся гласные А13 Проверяемая безударная гласная 1. Видеть чередующиеся гласные Бер//бира Пер//пира Дер//дира Тер//тира Чет//чита Мер//мира.
Правописание слов с чередующимися гласными в корнях.
Презентацию подготовила обучающаяся 10 А класса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 289 с углублённым изучением.
Чередование гласных в корнях слов Бер-бир, пер-пир, мер-мир, стел-стил, дер-дир тер-тир,блест-блист и др. И Если после корня есть суффикса а Выбирать.
Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
КОРНИ С ЧРЕДОВАНИЕМ ГЛАСНЫХ. Мы с чередованием корни, Учат дети нас упорно. Учат дети нас упорно. Будут эти орфограммы знать Будут грамотно писать. Будут.
Гласные в корне. Гласные в корне. проверяемыенепроверяемые чередующиеся.
Безударные гласные в корне слова Интерактивный плакат Пермский край, Куединский район, с. Большой Талмаз, МОУ «Большеталмазская ООШ», учитель русского.
Презентация по теме: «Чередующиеся гласные в корне».
Дистанционное обучение Трудные вопросы орфографии Занятие 3 Безударные гласные.
Урок русского языка: « Чередование гласных в корне слова» Автор:Тараскина Светлана Викторовна учитель русского языка ГОУ СОШ 412 Петродворцового района.
Чередование согласных и гласных в корнях. Чередование звуков в корнях Гласные Согласные Сочетание звуков.
. Проверяемые безударные гласные в корне слова Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова, надо подобрать к данному слову однокоренное.
Чередование гласных в корне. Вставьте пропущенные буквы Аб_туриент, ад_оптация, инв_юстиции, асс_цитация, в_кансия, к_нт_агент, ут_эпический, ан_логия,
Звуки речи. Звуки речи гласные согласные [а], [и], [о], [у], [э], [ы] ударные безударныезвонкиеглухие твердыемягкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й],
Презентация урока русского языка Тема: Чередование гласных в корнях слов Тема: Чередование гласных в корнях слов Цели урока: Цели урока: 1) Объяснение.
Безударная гласная в корне проверяемая непроверяемая чередующаяся проверочное слово проверочное слово слово +значение словарь.
Транксрипт:

Обобщить и углубить знания о словообразовании, важнейшем разделе русского языка, тесно связанном с навыками грамотного письма; Различать морфемы и определять их значения; Развивать орфографическую зоркость, повышать уровень культуры речи, прививать интерес к языку.

Словарно-орфографическая работа. Докажите, что знание морфемного состава слова помогло вам правильно написать слова Ра..т..реть, р..стение, раз..грать, серебря…ый,..гибать, ст..р..жил дом, седой ст..рожил,дощатый, в..снушч..тый.

Основные способы образования слов в русском языке Приставочный (потемнеть темнеть) Суффиксальный (грибник –гриб) Приставочно- суффиксальный(соединять единый) Бессуффиксный (переход переходить) Сложение основ(ледокол лед колоть) Сложение слов(диван-кровать) Переход одной части речи в другую (школьная столовая столовая ложка)

Выпишите слова, которые образованы приставочным способом (1 вариант), бессуффиксным(2 вариант) Вывозить, предвес..ник, з..гиб, задумать, обмен,( не)друг, соучастник, дрожь, глубь, зелень,..бежать, ширь, принести, прорубь, просека.

Словообразовательная модель а

Словообразовательная цепочка

Словообразовательное гнездо от-дал-и-ть Далек(ий) не-далек(ий) у-дал-и-ть даль далек-о

1 группа приставок и их значения В-(во-)-движение внутрь Вы- движение изнутри До-движение до определенного ограничения За- движение за предмет Из- 5 значений На-на поверхности Не-противоположность о- движение вокруг чего-либо От- отдаление от чего- либо Пере-сделать заново По- 6 значений Под- ниже предмета Пра- далекое родство Пред-ближайшее Про- сквозь что- либо С-(со-)-10 значений У-удалиться

Выписать из упражнения словосочетания, в которых не является приставкой: (не) ясный,а темный; (не) большой сад; далеко (не)примерный ученик, ( не)интересный рассказ, (не) глупый ребенок, вовсе (не)серьезный юноша, (не)друг,а враг, (не)брежный почерк, (не)настный день, вовсе (не)уклюжий медвежонок, (не)торопливый шаг.

Ко 2 группе относятся приставки Без-(бес-) Вз- (вс-) Воз-(вос-) Из-(ис) Низ-(нис) Раз-(рас-) Роз-(рос) Через-(черес-) Чрез-(чрес-)

Замените приставки первой группы приставками второй группы Бутоны открылись. Яблони зацвели. Створки окна отворились. Соль просыпалась. Идет непрерывный дождь. Мы потратили деньги. Мебель поставили. Неспокойный человек.

К 3 группе относятся приставки Пре-При-

4.Каждое данное ниже выражение замените одним словом, имеющим приставку пре- и при-. Приставки выделите. 1. Находиться где-нибудь какое-то время. 2. Приезжать куда-то, приходить. 3. Изменнически выдать кого-нибудь врагу. 4. Не уважать кого-нибудь, считать недостойным. 5. Действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности. 6. Начать что- нибудь делать, приняться за что-нибудь. 7. Тот, кто продолжает деятельность предшественника. 8. Относиться к кому-нибудь с глубоким уважением, восхищением. 10. Осуществить что- нибудь на деле, воплотить. 11. Сторож у входа, у ворот.

Проверим написанное 1.Пребывать 2.Прибывать 3.Предать 4.Презирать 5.Преступать 6.Приступать 7.Преемник 8.Преклоняться 9. Претворить 10.Привратник

Корни с чередующимися гласными -кас-(-кос-) -бер-(-бир-) -дер-(-дир-) -блест-(блист-) -жег-(-жиг-) -стел- (стил-) -чет-(-чит-) -мер-(-мир-) -лож- (-лаг-) -гор-(-гар-) -зор- (-зар-) -клон-(-клан-) -твор-(-твар-) -рос-(-ращ- раст-) -скоч-(скак-) -мок- (-мак-) -ровн-(-равн-) -плов-(-плав-)

Проверьте написанное Небольшой росток, выскочил из- под стола, склониться над ручьем, озарить солнцем, чудесное творение, нагорает немного, удачное сравнение, преклонный возраст, промочить ноги, блистательный успех, выровнял грядки, сельскохозяйственная отрасль, коснуться стены, сочетание слов, небезызвестная пловчиха.

Составьте словосочетания со словами. Надеть-? Нарезать-? Заплатить-? Одеть-? Порезать-? Оплатить-?

Исправьте ошибки, определите тип ошибки. 1. На нашей улице вырос новый многоэтажный домик. 2.Охотник хотел выстрельнуть, но не мог. 3. Мое местечко в театре оказалось занятым

Какой словообразовательный прием использует А.Пушкин в стихотворении «Зимний вечер» Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашуршит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.

2 3