Буллинг – психолого-педагогические причины и следствия Пронина Е.Н. специалист отдела образования
Буллинг (притеснение, дискриминация, моббинг) – социальное явление, свойственное преимущественно организованным коллективам; длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).
Факторы принадлежности ребенка к «группе риска» Множественный стресс Провоцирующие особенности жертвы Стигматизация – расовые (национальные) и физические особенности ребенка
Психологическая диагностика Цель: уточнить эмоциональные и поведенческие аспекты личности пострадавших от травли несовершеннолетних Методики: рисуночные и проективные тесты
Типы адаптации детей к буллингу Активное сопротивление Пассивное сопротивление Отказ от сопротивления Бегство от травли Проблемно-усугубляющее поведение
Психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга Создание условий недопущения буллинга Прекращение стрессового воздействия на ребенка Укрепление защитных сил личности в противостоянии травле
Решение проблемы буллинга: 1 этап – признание существования проблемы Цель: признать, что проблема существует и важно изменить ситуацию. 2 этап – определение проблемы Цель: контроль агрессивных намерений обидчиков и состояния жертвы, их реабилитации 3 этап – выполнение программы Цель: разрешение проблемы и достижение стойкой ремиссии
Рекомендации педагогам Оставаться спокойным и контролировать ситуацию; Отнестись к случаю или к рассказу о нем серьезно; Оказать поддержку потерпевшему; Показать обидчику своё отношение к ситуации; Оценить ситуацию обидчику с точки зрения потерпевшего; Помнить, что наказание должно соответствовать проступку; Проговорить с коллективом сверстников определившуюся проблему; При необходимости привлечь родительскую общественность.
Спасибо за внимание!