«Синдром профессионального сгорания» Фролова Н. А.преподаватель кафедры «Здоровьесберегающее содержание образовательной среды» МИОО
История вопроса - Кристина Маслач : «Эмоциональное сгорание плата за сочувствие». «Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека...» 1982г
История вопроса Г. Селье, : « Профессиональное выгорание это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома стадия истощения.»
История вопроса В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».
профессиональная деформация Психологические изменения, которые начинают негативно влиять на психологическую структуру личности и профессиональную деятельность-
(Маслач, 1982) (Маслач, 1982) Первая стадия начинающейся деформации затруднения на уровне выполнения несложных, казалось бы, функций: забывание каких-то моментов
Вторая стадия Снижение интереса к работе, сокращение потребности в общении, нарастание апатии к концу недели, увеличение простудных заболеваний
Третья стадия Собственно личностное выгорание: эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствие сил
типы деформации глубокая - властность, жесткость, неумение осваивать новые методы работы Адаптивная - пассивное приспособление личности к конкретным условиям «прогибание» под систему модели поведения Должностная- нетерпимость к другому мнению, снижается самокритичность.
«диалоговость» Причины Несоответствие должностных обязанностей и реальных возможностей Несоответствие собственных этических принципов должностным требованиям Отсутствие адекватного вознаграждения за труд, которое переживается как непризнание сво его труда
Физическая и психологическая напряженность труда,оценивание со стороны различных людей Тенденция агрессивности со стороны родителей и учащихся Высокий уровень ответственности Причины Авторитарный,репрессивный стильуправления кадрами
Выгорание Защитный механизм, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать собственные энергетические ресурсы
«Симптомы эмоционального сгорания» включают в себя: поведенческие симптомы: ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее и тяжелее чувство бесполезности безразличие к результатам; «застревание» на мелких деталях поведенческие симптомы: ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее и тяжелее чувство бесполезности безразличие к результатам; «застревание» на мелких деталях социально-психологические симптомы: безразличие, чувство подавленности; повышенная раздражительность; постоянное переживание негативных эмоций; повышенная тревожность постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь». социально-психологические симптомы: безразличие, чувство подавленности; повышенная раздражительность; постоянное переживание негативных эмоций; повышенная тревожность постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь». психофизические симптомы: чувство постоянной усталости общая слабость, снижение энергии; ухудшение физического здоровья.
Три аспекта профессионального выгорания Первый снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние. Первый снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние. Второй одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объектные отношения Третий эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому. хронической усталости и т.д.
Следствие - феномен учительской агрессии- репрессивное поведение безапеляционный тон штампованные назидания издевательские обращения рукоприкладство угрозы, запугивания
- стресс Отрицательные эмоциональные состояния тревога страх Агрессия
качества помогающие избежать синдрома профессионального выгорания Будьте внимательны к себе Живите своей жизнью Любите себя Трезво оценивайте события каждого дня.
ЗОЖ открытость, высокая самооценка общительность высокая мобильность самостоятельность,способность конструктивно меняться качества помогающие избежать синдрома качества помогающие избежать синдрома
Важно!!! Формировать способность и поддерживать в себе позитивные, оптимистические установки и ценности
Литература:Литература: Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (Психологические проблемы) – М.: «Дело», Психологическая газета. 1/2000. Шевцова И.Л.«Здоровье педагога» М г. Семенова Е. Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов. М., 2002 Самоукина Н.В. Карьера без стресса. СПб.: Питер, Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности // Школьный психолог, 2003, 7. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, 6. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (Психологические проблемы) – М.: «Дело», Психологическая газета. 1/2000. Шевцова И.Л.«Здоровье педагога» М г. Семенова Е. Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов. М., 2002 Самоукина Н.В. Карьера без стресса. СПб.: Питер, Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности // Школьный психолог, 2003, 7. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, 6.
спасибо за внимание!