ДОКЛАД «Применение легкомоторной авиации в практике обнаружения лесных пожаров на территории Республики Коми» директор – Дробахин Владимир Анатольевич 1 Государственное учреждение Республики Коми «Коми региональный лесопожарный центр»
2 Государственное учреждение Республики Коми «Коми региональный лесопожарный центр» Природные особенности территории Республики Коми -многолесный регион – S лесного фонда - 36,26 млн. га; -низкая плотность населения, наземной инфраструктуры; - отсутствие развитой сети наземных путей транспорта
Своевременн ость обнаружения Площадь осматриваем ой территории Определени е точного места возгорания Обнаружен ие на малых площадях Характеристи ки лесного пожара Рекомендац ии по тушению 1. Наземное патрулирование ДПЛА (БПЛА) Наблюдательные пункты, камеры видеонаблюдения Искусственные спутники земли Авиационное патрулирование Сравнительные характеристики различных методов обнаружения лесных пожаров Наземное патрулирование эффективно в незначительной части районов Республики Коми с развитой сетью наземной инфраструктуры Государственное учреждение Республики Коми «Коми региональный лесопожарный центр»
п/п Наименование показателейЗначение 1Охраняемая площадь, млн. га 36,260 2Протяжённость маршрутов авиапатрулирования, км Средняя (за 5 лет) продолжительность пожароопасного сезона, дней 119 Классы пожарной опасности IIIIIIIVV 4 Среднее (за 5 лет) распределение дней пожароопасного сезона по КПО, в % 39,5%24,4%16,8%10,9%8,4% в днях Кратность авиапатрулирования по классам пожарной опасности 0,501,002,003,00 6 Средняя кратность патрулирования 1,26 7 Количество облетов охраняемой территории 91 8 Время на один облёт, час 27,80 9Время на авиапатрулирование, час (при V=180 км/ч) Средний тариф на патрулировании, руб Общая стоимость авиационных услуг на авиапатрулирование, всего, тыс. руб Расчет необходимого объёма налёта часов на территории Республики Коми в 2012 г. для обеспечения кратности авиапатрулирования установленной приказом МСХ 532 от г. 4 Государственное учреждение Республики Коми «Коми региональный лесопожарный центр»
Причины, обусловившие поиск воздушных судов альтернативных традиционным самолётам АН-2 для проведения авиационного патрулирования: Необходимость обеспечения установленной кратности авиационного патрулирования в условиях ограниченного финансирования. Снижение парка самолётов АН-2. Высокая стоимость лётного часа самолётов АН-2 в сравнении с легкомоторной авиацией. Присутствие лесопатрульных полётов без высадки парашютистов- пожарных в случаях отсутствия лесных пожаров или нецелесообразности высадки ППС. Появление на рынке авиационных услуг организаций – владельцев легкомоторных самолётов. 5 Государственное учреждение Республики Коми «Коми региональный лесопожарный центр»
Основным требованием к организациям – владельцам воздушных судов является наличие соответствующих разрешений на право производства авиационных работ: 1. Для организаций РОСТО (ДОСААФ) – наличие разрешения на производство авиационных работ в установленном в государственной авиации порядке. 2. Для организаций гражданской авиации – наличие соответствующего сертификата на право производства авиационных работ. Оборудование дополнительными топливными баками с целью увеличения дальности полёта. Особенности организации работы легкомоторной авиации на территории Республики Коми 6 6 Государственное учреждение Республики Коми «Коми региональный лесопожарный центр»
Тактико-технические характеристики привлекаемых самолётов 6 7 Государственное учреждение Республики Коми «Коми региональный лесопожарный центр» ЯК-18Т Средний расход топлива - 60 л/час Макс. взлётная масса 1685 кг.Дальность полета км (950 км с доп. баком) Полезная нагрузка - 3 пасс. или 446 кг грузаМаксимальная высота полёта 4000 м. Запас топлива – 180 л (с доп. баком 320 л)Разбег 200 м. Пробег 250 м. Крейсерская скорость 180 км/ч.Мощность двигателя 360 л.с.
6 8 Государственное учреждение Республики Коми «Коми региональный лесопожарный центр» ТТХ Л-200 (Морава) Средний расход топлива - 60 л/час Макс. взлётная масса 1950 кг.Дальность полета км Полезная нагрузка - 4 пассажира или 650 кг груза Максимальная высота полёта 5100 м. Запас топлива – 420 лРазбег 350 м. Пробег 490 м. Крейсерская скорость 256 км/ч.Мощность двигателя 2 х 210 л.с.
6 9 Государственное учреждение Республики Коми «Коми региональный лесопожарный центр» ТТХ Цесна -172 Средний расход топлива - 35 л/час Макс. взлётная масса 1112 кг.Дальность полета км (950 км с доп. баками) Полезная нагрузка - 3 пассажираМаксимальная высота полёта 4116 м. Запас топлива – 145 л (с доп. баком 190 л)Разбег 224 м. Пробег 136 м. Крейсерская скорость 175 км/ч.Мощность двигателя 160 л.с.
ГодЯК-18ТЛ-200 (Морава)Цесна -172Итого по ЛВС Кроме того АН-2 кол-во ВС налёт, час. кол-во ВС налёт, час. кол-во ВС налёт, час. кол- во ВС налёт, час. кол- во ВС налёт, час Сведения о налёте лёгкомоторной авиации в 2010 – 2011 годах 6 10 Государственное учреждение Республики Коми «Коми региональный лесопожарный центр»
Основные показатели проведения авиационного патрулирования (2006 – 2011 г.г.) Год Возникло пожаров, всего Кратность фактическая % выполнения кратности от расчётной % обнаружения лесных пожаров авиацией % своевременно обнаруженных лесных пожаров (на площади менее 5 га) Общий налет на авиационное патрулирован ие ,4738,855,093, ,3423,875,792, ,2923,066,091, ,1212,068,387, ,6643,168,877, ,8367,569,988,81330 Ср.( г.г.) 2530,3828,166,888, Государственное учреждение Республики Коми «Коми региональный лесопожарный центр»
Регламент работы ВС: - при I-III классе пожарной опасности – полёты выполняются ЛВС по объединенным маршрутам авиационного патрулирования, самолёты АН-2 находятся в дежурном варианте; - при IV-V классе пожарной опасности или при наличии высокой горимости самолёты АН-2 и ЛВС работают одновременно по маршрутам авиаотделений 6 12 Государственное учреждение Республики Коми «Коми региональный лесопожарный центр» Схема проведения авиационного патрулирования на территории Республики Коми
Выводы 1. Применение легкомоторных самолётов при неизменном финансировании позволило значительно повысить кратность проведения авиационного патрулирования на территории РК (за счет более низкой цены стоимости лётного часа). 2. Применение легкомоторных самолётов исключает дорогостоящие полёты самолётов АН-2 со случаями отсутствия необходимости высадки парашютистов-пожарных. 3. Дорогостоящие полёты самолётов АН-2 значительно сокращаются, так как носят не патрульный, а транспортный характер (целенаправленная доставка парашютистов-пожарных на лесной пожар). 4. Отсутствие парашютистов-пожарных на борту патрульного ВС снимает необходимость единоличного принятия решения по тушению лесного пожара лётчиком-наблюдателем и даёт возможность рационального принятия мер по тушению. 5. Не большой расход топлива упрощает процедуру авиатопливообеспечения (ТЗ, ЦЗС не требуются) Государственное учреждение Республики Коми «Коми региональный лесопожарный центр»
ДОКЛАД ЗАКОНЧЕН СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Государственное учреждение Республики Коми «Коми региональный лесопожарный центр», учитывая положительный опыт последних двух лет, намерено дальше продолжать работу по развитию применения легкомоторной авиации в практике обнаружения лесных пожаров Государственное учреждение Республики Коми «Коми региональный лесопожарный центр»