Раздел 2. Управление образованием, педагогический менеджмент на современном этапе
Система образования в России Система образования в России характеризуется следующими показателями: 1. Установлено шесть образовательных уровней (цензов), а также уровни образовательных программ (основные и дополнительные), в том числе четыре подуровня общеобразовательных программ и четыре – профессиональных. 2. Законодательно закреплены типы образовательных систем – семь, виды образовательных учреждений, виды высших учебных заведений – три. 3. В системе образования закреплено несколько сотен направлений начального, среднего профессионального образования, несколько десятков направлений и более трёхсот специальностей высшего профессионального образования.
Система образования в России В основе управления системой образования лежит Закон РФ «Об образовании». Для современного состояния управления системой образования наиболее яркой чертой является процесс децентрализации.
Система образования в России Принципиально новым инструментом управления в сфере образования для современной России явились договоры между Министерством образования и науки и субъектами РФ. Делегирование полномочий и ответственности на региональный уровень предполагает чёткое разделение обязанностей между различными уровнями власти и установление реального соответствия между возлагаемый на определённый орган управления ответственностью и теми материально-финансовыми ресурсами, которыми он располагает. В последние годы наблюдается тенденция роста региональной составляющей в финансировании образования.
Система образования в России Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно- общественному управлению образованием. Основная идея государственно- общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования.
Система образования в России Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений. Особенностью образовательного учреждения на современном этапе является то обстоятельство, что являясь некоммерческой организацией, образовательное учреждение согласно Закону РФ «Об образовании» может осуществлять (что на практике и осуществляется) практически предпринимательскую, то есть коммерческую деятельность.
Система образования в России Образовательные учреждения независимы в своей деятельности (статья 32 Закона РФ «Об образовании»): самостоятельны в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, осуществлении научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах законодательства РФ, типового положения образовательного учреждения и его Устава.
Система образования в России Непрерывное образование в течение всей жизни. По многим экспертным оценкам, период существенного обновления знаний в современной науке и практике соответствует примерно пяти годам. Новые информационные технологии послужили основой концепции открытого образования, с широким набором профилированных программ и факультативов, с возможностью персонального выбора. Акцент сделан на электронном образовании.
Развитие информационной среды образования 1. Распространение современных электронных средств обучения, интеграция их с традиционными учебными пособиями. 2. Организация электронных библиотек и обеспечение доступа к размещенным в них образовательным ресурсам. 3. Развитие единой телекоммуникационной образовательной сети в регионах и городах. 4. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров, системы подготовки и переподготовки специалистов в области информационно-коммуникационных технологий. 5. Создание сервисных служб, осуществляющих обслуживание программно- аппаратных информационных средств образовательных учреждений разного уровня. 6. Мониторинг информационных ресурсов региона, города. 7. Организация системы открытого образования, включая интерактивные дистанционные технологии. 8. Создание центров информационной и научно-методической поддержки учебного процесса.
Источники: (1)Захарчук Л.А. Экономика образовательных учреждений: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, – (Профессиональное образование). – С.12 (2)Кроль В.М., Сотникова Е.Д., Сивергин М.Ю. TV-обучение: история и неизбежность взрывного» роста // Образование и общество [научный, информационно-аналитический журнал] – Режим доступа: (3)Информационная среда науки и образования // Экономика и образование сегодня [Электронный ресурс]: Ежеквартальный журнал об образовании и науке – Режим доступа: