Функции контроля Ориентирует педагога в ходе учебной деятельности каждого ученика Ориентирует учеников в их успехах, пробелах и недочетах в учебной работе Формирует у учащихся правильное представление о необходимом уровне овладения учебным материалом Происходит обучение учащихся взаимо- и самоконтролю
Классификация видов контроля По этапам обучения начальный промежуточный итоговый По временной направленности предупредительный текущий ретроспективный По частоте разовый периодический систематический По широте контролируемой области локальный выборочный сплошной По организационным формам обучения индивидуальный групповой фронтальный По формам социальной опосредованности внешний взаимоконтроль самоконтроль По способам осуществления контроля письменный устный стандартизированнный нестандартизированный
Способы педагогического оценивания Результаты учащегося сравнивают с установленными нормами, образцами Нормативный Результаты учащегося сравнивают с аналогичными результатами других учеников Сопоставительный Успехи ученика сравнивают с его же прошлыми успехами Индивидуальный
Факторы, влияющие на учебную деятельность Факторы учебной деятельности Внешние Стабильные (социальные условия) Изменчивые (удача, везение) Внутренние Стабильные (способности) Изменчивые (старание, организованность, настроение, отношение)
Ситуации, в которых применение общепринятых эталонов оценивания неоправданно На начальном этапе обучения Учащийся отстал в учебе и пытается наверстать упущенное При переходе на инновационные системы обучения
Функции педагогической оценки [Б.Г. Ананьев ] Функции оценки Ориентирующая (показатель результатов и уровня достижений ученика в учебной работе) Стимулирующая (побудительное воздействие на эмоционально- волевую сферу ученика)
Классификация педагогических оценок [Б.Г. Ананьев ] По уровню обобщенности парциальная фиксированная интегральная По способам предъявления прямая опосредованная По способу оценочной стимуляции положительная отрицательная отсутствие оценки неопределенная
Организация педагогом содержательной оценочной деятельности Обсуждение совместно с учащимися критериев оценки предстоящей работы Привлечение учащихся к разработке критериев оценки Отметка должна сопровождаться содержательной оценкой (характеристикой ) работы учащегося, включающей описание достоинств работы, недостатков и указание на пути ее улучшения Отметка воспринимается педагогом и самим учащимся как некий итог только на сегодняшний день, а не как определение учебных способностей и тем более не как характеристика личности в целом
Требования к системе педагогического оценивания и контроля Важно применять различные виды контроля, особо уделяя внимание систематическому и всеохватывающему Контролируются все важнейшие в учебном процессе действия каждого ученика Контроль педагога должен постепенно заменяться взаимо- и самоконтролем Оценивание результатов контроля должно проводиться в сочетании личностного и нормативного способов Учет результатов оценивания желательно проводить гласно Педагогическая оценка должна основываться на оптимистической стратегии, способствовать развитию личности учащегося