Российская империя на рубеже веков Бочкарёва Т.Н., учитель истории МАОУ «Лицей 62»
План урока. 1. Территориально-админист- ративное устройство. 2.Население и его образование 3.Система управления. 4.Особенности российской модернизации.
Задание на урок. Выделите главные особенности политического и экономического развития России в начале 20 века?
К н.20 в. Завершилось территориальное формирование Российской империи. В нее входили Украина, Белоруссия, Прибалтика, Польша, Финляндия, Бес- сарабия, С.Кавказ, Закавказье, Казахстан, Ср.Азия.В зависимости от нее находились Тува, Бухара, Хива. По площади-22 млн.кв.км. Россия занимала 2 место после Британской империи. Страна делилась на 81 губернию, 20 областей,8 генерал-губернаторств и Великое Финляндское княжество. 1. Территориально-административное устройство(р.т.1) Территория Российской империи в н.20 века
По переписи 1897г.в стране проживало 128,2 млн.че- ловек.Россия по этому показателю занимала 3 место в мире(Британская империя, Китай).57% составляли нерусские народы. Большая часть населения исповедовала православие. Широкое распростра- нение получили старообрядчество, протестантизм, католичество, ислам, иудаизм и буддизм. В Сибири ряд народов сохраняло язычество. Население и его образование Состав населения Российской империи.
80% населения проживало в сельской местности, треть городских жителей проживали в крупных го- родах. В Петербурге и в Москве насчитывалось почти по 2 млн жителей. Сельские жители придер- живались традиционного уклада, а жители западных районов приближались к уровню индустриальной эпохи. Народы окраин находились на родо- племенном уровне. Гра- мотным был 21% населе- ния,1% имел высшее об- разование. Население и го образование Плотность населения Российской империи
Население и его образование (р.т.1) 1. Какое место в мире занимала Россия по численности населения? 2. Какое количество народов и народностей проживало на территории Российской империи? 3. Какая религия являлась официальной религией государства? 4. Какие ещё религии исповедывало население Российской империи? 5. Каким был уровень образования? (стр.10)
Структура государственного аппарата России в начале 20в.(у.6-7)
2.Система управления. Россия была абсолютной наследственной мо- нархией. Императору принадлежали все вет ви власти. Жители России были его поддан- ными. Гербом государства был двуглавый орел, Гимн- «Боже,царя храни»,флаг-бело- сине красный. Одновременно существовал императорский флаг-бело-желто-черный. Система Госуправления Российской империи.
Какие функции имело каждое звено государственного аппарата? При монархе был совещательный орган - Государственный Совет. Царь руководил страной через Комитет министров,а церковью - через Синод. Высшим судебным органом оставался Сенат. Огромная власть принадлежал МВД, которое кроме порядка контролировало местное самоуправление. Министерство финансов отвечало за финансы, торговлю и промышленность. Власть на местах управляли губернаторы и наместники, в городах- городские думы. И.Репин. Заседание Государственного совета.
Каковы особенности политической системы Российской империи? 1. Россия – самодержавная монархия – главнаяособенность. 1). Отсутствие каких-либо политических и гражданских прав, полное политическое бесправие народа, даже стачка в условиях России была вне закона и предполагалось уголовное наказание за участие в ней(от 2-х до 8 месяцев) 2). Отсутствие выборного представительного органа 3). Отсутствие законодательных функций у всех органов, полное подчинение их царю 4) Все должности в государственном аппарате и армии занимались только дворянами. Члены Государственного Совета назначались самим царём из высокопоставленных чиновников пожизненно.
Промышленность России в начале 20века.
Особенности Российской модернизации. 1. Какие выводы об экономическом развитии России вы можете сделать? - Россия относилась ко «второму эшелону стран», вступивших на путь капиталистического развития позднее ведущих стран Запада. Но за пореформенное сорокалетие благодаря высоким темпам экономического роста она сумела несколько приблизиться к последним. К началу 20 века по общему объёму промышленного производства она занимала 5-6 место в мире, почти сравнявшись с Францией.
Особенности Российской модернизации (у.6). 2. Что такое модернизация? - Процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному. 3. Индустриальное общество – общество, в котором завершился процесс создания крупной, технически развитой промышленности, преобладающей над сельским хозяйством. Особенности Российской модернизации
Особенности Российской модернизации. 1) Россия относительно поздно вступила на путь капиталистического развития, поэтому находилась в положении догоняющей страны, т.к. индустриализация являлась залогом сильного экономического роста страны. 2) Проходила быстрыми темпами и по темпам экономического развития шла впереди других капиталистических стран 3) Проходила по инициативе и под контролем государства 4) Контроль со стороны государства привёл к тому, что модернизацией были затронуты лишь отдельные стороны российского общества 5) Сохранялись значительные пережитки феодального общества
В н. 20 в Россия начала переходить к индустриальному обществу- т.е.началась модернизация. В России она имела свои особенности. нужно было догонять развитые государства, сохранялись феодальные пережитки, контроль со стороны власти привел к тому, что модернизацией были затронуты лишь отдельные стороны российского общества. Особенности российской модернизации. Россия и мировая экономика.
Каковы особенности развития России к началу 20 века? 1. Какой была территория Российской империи к началу 20 века? 2) Охарактеризуйте политическую систему Российской империи 3) Дай характеристику экономического развития государства 4) Докажи, что индустриализация была жизненно необходима России.
Выводы. 1. России нужна была индустриализация, т.к. она является залогом сильного экономического роста страны, гарантирует внешнеэкономическую независимость. 2. Усиление строительства железных дорог позволило развиваться капитализму «вширь», т.е. распространяться на слабо освоенные территории 3. Если по темпам промышленного производства Россия шла впереди капиталистических стран, то по его абсолютному результату сильно отставала от них.
Памятка для оценки ответа 1. Внимательно выслушай своего одноклассника 1.Обрати внимание: по существу ли поставленного вопроса отвечал твой одноклассник 3. Верно ли воспроизведены в ответе факты, даты нужных событий, названия географических событий, имена и фамилии участников событий 4. Если есть необходимость, дополни ответ одноклассника. 5 Сделан ли вывод в конце выступления. 6. Попробуй оценить ответ.
Памятка для оценки ответа * Оценка «пять» - материал изложен полно, дополнения не требуются. Речь грамотная. * Оценка «четыре» - в изложении материала допущены незначительные неточности. Речь хорошая. * Оценка «три» - в изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются значительные фактические ошибки. Речь бедная. * Оценка «два» - главное содержание фактического материала по вопросу не воспроизведено.
Население страны делилось на 4 сословия: дворянст-во, духовенство, сельские обыватели и городские обыватели(купечество и мещане).Население окраин называлось «инородцами».В это время началось размежевание и по классовому признаку- дворяне и крестьяне, буржуазия и пролетариат. одновременно существовало большое количество промежуточных социальных групп. Социальная структура.
Социальная структура (у.7-10, р.т.2- 6). 1. Выделить особенности социально- классовой структуры России. 2. Какие изменения происходили в социальной структуре российского общества? 3. На основании материала учебника, заданий в рабочей тетради сделайте выводы об изменении в положении буржуазии, наёмных рабочих, поместного дворянства, крестьянства.