Общественное движение в годы правления Николая 1 БочкарёваТ.Н., учитель истории МАОУ «Лицей 62»
План урока. 1.Особенности общественного движения. 2.Консервативное движение. 3.Западники и славянофи-лы. 4.Революционное движение. 5.П.Я.Чаадаев.
Несмотря на попытки Николая I задушить в стране общественное движение,оно продолжало развиваться. Его особенности: -1. Развитие в условиях по- литической реакции, 2. Окончательный разрыв между революционным направлением и правительственным реформаторством 3. Выработка консервативной идеологии 4.. Оформление либерального и социалистического течений общественной мысли. 1.Особенности общественного движения. Николай I
Особенности общественного движения гг.(ст.85, р.т.1) Направления русской общественной мысли: 1. Консервативное – отстаивающее неизменность политического строя, быта. 2. Либерально-оппозиционное – сторонники демократических свобод, наличие представительного органа 3. Радикально-демократическое – сторонники проведения демократических изменений, направленных на коренное изменение государства и установление социализма. Причём эти изменения планировалось проводить крайними, насильственными методами.
Консервативное движение. М.П.Погодин Во главе консервативного движения стояли С. Уваров,М.Погодин,Ф.Булгар ин и др. Уваров разработал Теорию Официальной народности подразумевавшую триединую формулу: Православие, Са модержавие и Народность. Самодержавие-основа русской жизни, единство царя и народа.
Консервативное движение. Ф.В.Булгарин Православие-традиционная ориентация русского народа не на личный,а на общественный интерес. Народность- объединение вокруг царя народа, которое всегда будет условием процветания России. На основе теории возникло консервативно-ох- ранительное направ-ление, к которому примыкали: Н.Карамзин, Ф..Булгарин, Н.Кукольник,Н.Греч,М.Загос кин и др.
Российский либерализм был представлен сла- вянофилами и запад- никами.Славянофилов возглавили бр.Ак- саковы,С.Хомяков,бр.Кирее вские. Они отстаивали самобы- тность России,считали что ПетрIсвернул ее с исторического пути и это привело к острейшим проблемам.Поэтому нужно возратиться к истокам. Западники и славянофилы. И.Аксаков К.Аксаков
К западникам относились Т.Грановский, С. Соловьев,К.Кавелин и др.Они считали что Россиия и Запад имеют общую судьбу. Россия стала цивилизованной благодаря ПетруI Оба течения критиковали крепостничество, бюрократизм, выступали за реформы сверху,которые должны проводиться постепенно и осторожно. Западники и славянофилы. К.Д.Кавелин
Либеральное движение. Западники. Цель – реформы общества мирным путём. К самодержавию. Общественный строй К крепостному праву и помещичьем землевладени ю К преобразова ниям Петра1 К влиянию Запада Монархия ограничена Парламентом. Демократическ ие свободы Отмена креп. права «сверху» при сохранении помещ-го землевладения Возвеличива ли Петра1, который обновил страну. Россия с опозданием идёт и должна идти по западному пути развития
Либеральное движение. Славянофилы. К самодержавию. Общественный строй К креп. праву и помещичьему землевладению К преобразования м Петра1 К влиянию Запада Монархия. Совещательны й представитель ный орган Земский собор Отмена креп. права «сверху» при сохранении помещ-го землевладения Пётр 1 внедрил западные порядки, обычаи, которые сбили Россию с истинного самобытного пути Западный путь развития- это неизбежные революции Можно заимствовать фабрики, заводы.
Общественное движение х гг-кружковый период, сыграл большую роль в зарождении революционного направления Особенности общественного движения в гг. 1. Время формирования (поиска) новой идеологии; 2. Изменился состав участников – выходцы не из дворянской военной молодёжи, высших слоёв общества – представители самых разнообразных слоёв общества (1/3 – дворяне, остальные разночинцы 3. Кружки малочисленные, единомышленники, друзья по университету 4. Непродолжительность их деятельности в условиях репрессивного режима 5. Различная направленность: изучали философию (Шеллинг, Гегель), изучали труды социалистов-утопистов.
В 1831 г. в Москве возник кружок Н.Сунгурова,утве- рждавшего,что тайное общество не разгром- лено и призывавшего готовить вооруженное восстание. С 1833г.В Москве дейст- вовал кружок Н.Стан- кевича, куда входили многие известные пи- сатели: В.Г. Белинский, К.С. Аксаков, Т.Н. Грановский. 1827г. - кружок братьев Критских в Московском университете Кружки хгодов. Н.В.Станкевич
Лидерами революционного направления были А.Герцен и Н.Огарев. В н.30-х гг они создали кружок в Москве но в 1834г.он был разгромлен.Отбыв ссылку.Герцен и Огарев эммигри ровали в Англию, где начали издавать «По-лярную звезду» и «Колокол»,где критиковали крепостничество и самодержавие. Революционное движение г Н.П.Огарев А.И.Герцен
Чем можно объяснить активизацию революционных настроений в российском обществе? 1. Сторонники перемен перестали надеяться на власть в вопросах реформирования России 2. Рост революционного движения в странах Западной Европы 3. Появление в России идеи утопического социализма. Социализм - учение, выдвигавшее в качестве цели и идеала установление общества, основанного на общественной собственности, отсутствии эксплуатации, социальном равенстве и справедливости.
Теория «общинного» или «русского» социализма А.И. Герцена 1. России необходимо избежать «язв капитализма», которые существуют в Западной Европе; 2. Россия, будучи аграрной страной может избежать капитализма и сразу прийти к социализму; 3. Это возможно, т.к. в России сохранилась сельская община, которая станет основой будущего социалистического строя. Почему? (коллективная собственность, идея равного права всех людей на землю, общинное самоуправление); 4. Именно крестьянин является классом, который способен такой строй создать.
В 40-е гг в Петербурге возник кружок М.Бу- ташевича-Петрашевского. Его участники осуждали крепостное право и самодержавие Огромной популярностью среди петрашевцев пользовались соци алистические идеи. В 1849 г. по доносу про- вокатора участники кружка были аресто- ваны и отправлены в ссылку. Первые революционные организации социалистов М.В.Буташеич- Петрашевский гг.
Особое место в общест- венном движении за- нимал П.Я.Чаадаев. В 1836 г. Выступил в журнале «Телескоп с «Философскими письмами» Он утверждал,что Россия занимает особое место в мировой истории,го- ворил о «духовном за- стое» в России,о «наци ональном самодоволь- стве»,что препятствует ее развитию. За свои идеи он был объ- явлен сумасшедшим, а его журнал «Телес - коп» был закрыт в 1837 г. П.Я.Чаадаев (в-с 7 учебн., 8 р.т.) П.Я.Чаадаев