Л ЕКЦИЯ 1. П ОНЯТИЯ КАЧЕСТВА, КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА Цель лекции – уяснить связь понятий, составляющих основу менеджмента качества и понять как за счет качественного управления вуз может выполнить свою миссию и быть максимально полезным обществу.
КАЧЕСТВО (большой толковый словарь русского языка, 1998) существенный признак, свойство, отличающее один предмет или одно лицо от другого; степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия и т.п., соответствия тому, какими они должны быть; существенная определенность предмета, явления или процесса, в силу которых он является данным, а не иным, предметом, явлением, процессом (филос.). свойство, удовлетворяющее потребителей (К.Исикава); пригодность для использования (Д.Джуран); совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности (ISO ); степень соответствия присущих характеристик требованиям (ISO 9000:2008).
К АЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ группы АвторыПараметры качества образования Определение качества образования 1. Шишов С.Е., Кальней В.А., Моисеев А.И., Яковлев Е.В. соответствие ожиданиям и потребностям личности и общества совокупность показателей результативности и состояние процесса образования (содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническая база, кадровый состав и пр.) 2. Бондаревская Е.В., Редько Л.Л., Санкин Л.А., Тонконогая Е.П. социально-педагогические характеристики (цели, технологии, условия, личностное развитие) сформированный уровень знаний, умений, навыков и социально значимые качества личности 3. Байденко В.И., Исаев В.А., Селезнева Н.А., Субетто А.И. интегральная характеристика процесса, результата и системы соответствие совокупности свойств образовательного процесса и его результата требованиям стандарта, социальным нормам общества, личности 4. Поташник М.М., Полонский В.М., Панасюк В.П., Крахмалев А.П. совокупность характеристик образованности выпускника соответствие результата целям образования, спрогнозированным на зону потенциального развития личности 5. Бордовский Г.А., Шамова Т.Н., Третьяков П.И., Володина Г.Е. способность образовательного учреждения (ОУ) удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности свойство, обуславливающее способность ОУ удовлетворять запросы потребителей разных уровней
К АЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ (Глоссарий гарантий качества и аккредитационных терминов в Болонском процессе, проект UNESCO-CHEPES) – o гарантированная реализация минимальных стандартов; o способность ставить цели в различных контекстах и достигать их с входными показателями и контекстами; o способность отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребностей и заинтересованных сторон; o стремление к совершенствованию. (национальная доктрина образования РФ) – o создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного образования на всех уровнях; o индивидуализаци я образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности; o конкурентоспособ ный уровень образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг. ( Концепция модернизации российского образования) – o соответствие государственным образовательным стандартам; o соответствующая структура и содержание образования; o учет особенностей регионов и возможностей образовательных учреждений; o оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся; o многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ; o духовное развитие; o социализация обучающихся; o полная нормативно- правовая база; o эффективная государственно- общественная система экспертизы и контроля качества. (Селезнева Н.А., Субетто А.И.) – o сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам); o системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) образования; o уровень компетентности выпускников.
М ЕНЕДЖМЕНТ - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией (ISO ); это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации (М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури); Скоординированная деятельность по формированию целей организации и их эффективному достижению (Абчук В.А., Тимченко В.В., Трапицын С.Ю.).
С ОСТАВНЫЕ ЧАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ВУЗЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА - деятельность, направленная на формирование стратегии, политики и целей по качеству. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА – методы и виды деятельности вуза, направленные на создание уверенности в том, что требования к качеству образования будут выполнены. УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА – все виды деятельности вуза, направленные на улучшение способности выполнить требования к качеству образования, при этом требования могут относиться к любым аспектам, таким как результативность, эффективность, прослеживаемость и др. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА – проверка того, что заданные требования к качеству образования были выполнены. Оценка осуществляется самим вузом (самооценка), уполномоченными государственными институтами или другими заинтересованными сторонами. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ – методы и виды деятельности вуза оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству образования.
Система менеджмента качества (СМК) – совокупность организационной структуры, процессов, документации (процедур), ответственности, полномочий и ресурсов, необходимых для достижения целей организации в области качества.
Ф АКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ : требования Болонского соглашения к качеству образования и тенденции формирования Единого общеевропейского пространства высшего образования; аттестационные и аккредитационные требования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ; рыночная стратегия государства для вузов; возросшая конкуренция на рынке образовательных услуг и выпускников на рынке труда; возросшие требования потребителей образовательных услуг; применение систем менеджмента качества в соответствии со стандартами ISO 9000 в сфере образования; проведение конкурса на размещение государственного заказа подготовки специалистов на основе рейтинга вузов; широкое использование механизмов конкурсов по качеству для совершенствования образовательной деятельности; возросшие требования персонала вуза к качеству организации образовательного процесса.
О СОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ : трудно согласовать требования потребителей и всех заинтересованных сторон; консерватизм менеджмента вузов; слишком велика роль персонала, прежде всего, педагогического состава; сложные процессы, трудно поддающиеся количественной оценке; длительный «жизненный цикл» образовательной услуги – основной результат можно полностью оценить только через много лет.