ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 2 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ. Системный подход в психологии развития Возрастная изменчивость психики Онтологический аспект Структурно-
Advertisements

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Общие вопросы возрастной психологии.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Феноменология психического развития Теория культурно-исторического развития высших психических функций Возрастная периодизация психического.
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗХРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Лекция 1. Предмет, задачи, методы.
Психология юности (от 18 до 23 лет). Основные понятия «Субъектность человека проявляется в его деятельности, особой активности, посредством которой человек.
Тема 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. Выполнила Самарина Светлана Юрьевна Воспитатель 1 категории.
Возраст и становление личности Учитель: Зверева С.В. Урок в 10 классе (профиль)
Возраст и становление личности - Какие этапы становления личности проходит человек на пути к личности? -Что такое «возраст»? -В чем состоят особенности.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
«Методика педагогических исследований». Это совокупность мировоззренческих взглядов человека и их применения и решению педагогических исследовательских.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СТРУКТУРНО – ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Проблема формирования личности на этапе начального общего образования 1.
Тема 3. Общие подходы к проблеме принципов и методов этнопсихологических исследований Принципы этнопсихологии определяют общий подход к объяснению всех.
ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ. Возрастная психология это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Транксрипт:

Тема 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Концепция развития Б.Г. Ананьева Рассматривал развитие как целостное образование, которое включает в себя единство и взаимосвязь индивидных и личностных характеристик, различных свойств человека как субъекта деятельности и индивидуальности.

Специфика объекта психологии развития и возрастной психологии 1. Возрастная изменчивость характеризуется разной интенсивностью в зависимости от периода человеческой жизни. 2. Возраст опосредуется всеми другими характеристиками, как биологического, так и социального плана. 3. Возрастные особенности проявляются в единстве с индивидуальной вариативностью психических функций на каждом этапе развития человека.

Свойства возраста 1.Универсальность. 2.Относительность. 3.Опосредованность. 4.Индивидуальная вариативность. Б.Г. Ананьев 1.Метрическая характеристика. 2. Топологическая характеристика.

Определение возраста (по Б.Г. Ананьеву): «Возраст – это суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно- психического созревания, зрелости или старения, конвергируемых со многими сложными явлениями общеэкономического, культурного, идеологического и социально- психологического развития человека в конкретных исторических условиях».

Категории возраста Календарный (паспортный) Биологический возраст. Психологический возраст. Исторический возраст. Умственный (интеллектуальный) Социальный возраст.

Задачи психологии развития Научное обоснование возрастных норм Выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные период жизни Прогнозирование развития (роль ранних периодов)

Практическая потребность психологии развития и возрастной психологии состоит в управлении ресурсами и резервами человека. Значимыми становятся задачи научного обоснования профессионального отбора и профессиональной ориентации и переориентации на разных возрастных ступенях, обучение детей и взрослых, переобучение и улучшение профессиональной подготовки в зрелые годы жизни.

Интегральный подход в возрастной психологии 1)Синтез отдельных фаз в единый жизненный цикл. 2)Разные подходы к рассмотрению психики с целью более глубокого понимания.

Системный подход в психологии развития Возрастная изменчивость психики Онтологический аспект Структурно- динамический аспект Хронологический аспект Каузальный аспект

Онтологический, биосоциальный аспект - объект психологии развития и возрастной психологии рассматривается в плане соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека.

Хронологический аспект - психическая эволюция характеризуется как процесс, осуществляющийся во времени на протяжении всей жизни человека. Макрохронологический подход направлен на рассмотрение предельных границ существования человека в процессе становления человечества как вида по параметру длительности, средней и максимальной продолжительности жизни.

Микровозрастной анализ позволяет выявить возрастную динамику отдельных психических образований на основе изучения микровозрастных сдвигов, их показателей в различные отрезки времени и на протяжении всего жизненного цикла. Среднехронологический подход рассматривает стадиальность развития отдельных функций и периодизацию жизненного цикла человека.

Структурно-динамический аспект дает возможность определить возрастную динамику психических явлений с точки зрения дифференцированности и степени интеграции отдельных функций, свойств, процессов. При таком анализе раскрывается процесс структурообразования на разных уровнях психического развития и обсуждается вопрос о том, каким образом осуществляется преемственность и происходят качественные преобразования в возрастной динамике психики.

Казуальный аспект предполагает рассмотрение внешних и внутренних факторов (наследственности, среды, активности), движущих сил, условий и механизмов развития человека (социальной ситуации развития, ведущей деятельности, кризисов развития, психологических новообразований).

Классификация методов психологии развития Б.Г. Ананьева I. Организационные методы II. Эмпирические методы III. Обрабатывающие методы IV. Интерпретационные методы 1.метод поперечных срезов 2.метод лонгитюда 3.комплексный метод 1.Обсервационные 2.Экспериментальные 3.Психодиагностическ ие 4.Праксиметрические 5.Биографические 6.Методы моделирования 1. Количественные методы 2. Качественные методы 1.Генетический (вертикальный) метод 2.Структурный (горизонтальный)