ТЕМА 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО УЧЁТА В РМ 1. Предмет финансового учета. Финансовый учет представляет собой систему сбора, обработки и регистрации информации, содержащейся в финансовых отчетах. Цель финансового учета состоит в подготовке и представлении информации всем категориям внутренних и внешних пользователей финансовой отчетности. Финансовый учет имеет следующие особенности: ведется на основе правил и принципов бухгалтерского учета, единых для всех предприятий, что обеспечивает сопоставимость финансово-экономических показателей разных предприятий; представляет информацию общего характера, которая не является коммерческой тайной и может быть опубликована; предусматривает различные методы и варианты учета, которые могут применяться предприятиями в зависимости от организационно-технологических особенностей и конкретных условий их деятельности; представляет и обобщает данные, необходимые для составления финансовых отчетов (Бухгалтерского баланса, Отчета о финансовых результатах, Отчета о движении денежных средств, Отчета о движении собственного капитала, Приложения к Бухгалтерскому балансу, Приложения к Отчету о финансовых результатах и Объяснительной записки)', разграничивается по отчетным периодам (квартал, год).
1. Предмет финансового учета Предметом финансового учета является отражение наличия и изменений элементов финансовой отчетности. Перечень, характеристика и порядок оценки и признания этих элементов регулируются Концептуальными основами подготовки и представления финансовых отчетов и Национальными стандартами бухгалтерского учета (НСБУ). Помимо финансового учета предприятия ведут и управленческий учет, который представляет собой систему сбора и обработки информации о внутреннем управлении предприятием. В отличие от финансового учета, управленческий учет не регулируется централизованно, а основывается на методах и приемах, разработанных предприятием для получения информации, необходимой для принятия управленческих решений. Данные управленческого учета являются коммерческой тайной и недоступны для внешних пользователей. Финансовый учет и управленческий учет являются составными частями единой системы бухгалтерского учета. Оба вида учета основаны на единых первичных документах. В управленческом учете используется информация финансового учета, а в финансовых отчетах (в частности, в Объяснительной записке) - информация управленческого учета.
2. Нормативное регулирование финансового учета Финансовый учет регулируется рядом законодательных и нормативных актов, наиболее важными из которых являются: Закон о бухгалтерском учете; Постановление Правительства Республики Молдова «О реформе бухгалтерского учета»; Концептуальные основы подготовки и представления финансовых отчетов; Национальные стандарты бухгалтерского учета; Комментарии по применению Национальных стандартов бухгалтерского учета; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий; Положения, методические указания и другие инструктивные акты, утвержденные Министерством финансов.
3. Системы организации бухгалтерского учета В соответствии с Законом о бухгалтерском учете предприятия могут вести бухгалтерский учет на основе одной из следующих систем: простой; упрощенной; полной. Система бухгалтерского учета выбирается каждым предприятием самостоятельно, исходя из информационных потребностей показателей, установленных Законом о бухгалтерском учете. При простой системе учета финансовые отчеты не представляются. По данной системе могут вести учет субъекты, не превысившие за предыдущий отчетный период пределы двух из следующих трех критериев: - объем доходов от продаж – не более 3 миллионов леев; - балансовая стоимость долгосрочных активов – не более 1 миллиона леев; -среднесписочная численность работников за отчетный период – не более 9 человек; При упрощенной системе учет ведется путем двойной записи с представлением сжатых (упрощенных) финансовых отчетов. По данной системе могут вести учет субъекты, не превысившие за предыдущий отчетный период пределы двух из следующих трех критериев: - объем доходов от продаж – не более 15 миллионов леев; - общий итог бухгалтерского баланса – не более 6 миллионов леев; -среднесписочная численность работников за отчетный период – не более 49 человек; или Все остальные субъекты ведут учет по полной системе путем двойной записи с представлением полных финансовых отчетов.
4. Организация финансового учета в РМ Организация финансового учета РМ - заранее намеченная система мероприятий (условий и элементов) по построению бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой предприятия - составляется с учетом специфики работы предприятия, его структуры и другими условиями и предпосылками. Организация бухгалтерского учета осуществляется для контроля за рациональным использованием ресурсов и получения более положительного финансового результата. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций, которые в зависимости от объема учетной работы могут: учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично.
4. Организация финансового учета в РМ Бухгалтерский учет в РМ отвечает требованиям рыночной экономики и базируется на международных стандартах учета и отчетности. В соответствии с этим он регламентируется четырехуровневой системой документов. Первый уровень - законы РМ устанавливающие единые правовые, методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РМ. К ним относятся Гражданский кодекс РМ и республиканские законы, например, Закон "О бухгалтерском учете", в котором отражаются обязательность, правила и принципы ведения учета всеми предприятиями и организациями. Второй уровень - нормативные акты Президента и Правительства РМ, других правительственных органов, которым предоставлено право разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения нормы. Они используются при разработке положений на этапах регулирования системы нормативных документов. Третий уровень - положения (стандарты), планы счетов, инструкции, приказы и другие нормативные акты о бухгалтерском учете по отдельным темам и направлениям. Этот уровень является главным. По нему издаются нормативные документы с целью дальнейшего приближения организации бухгалтерского учета в России к международным стандартам учета и отчетности. Четвертый уровень - документы, которые носят рекомендательный характер по организации и ведению бухгалтерского учета в разрезе отдельных видов имущества, обязательств и хозяйственных операций. Они предназначены для внутреннего использования.
5. Учётная политика предприятия Учетная политика предприятия - совокупность принятых организацией способов ведения бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности). Свою учетную политику предприятия разрабатывают самостоятельно на основе установленных общих правил бухгалтерского учета. Каждое предприятие должно в пределах установленных законодательством способов и приемов само определять применяемые методы и способы (например, отражения в учете закупок, транспортировки, хранения и реализации товаров и др.). Принятая организацией, учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РМ или нормативных актов. Изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. К способам ведения бухгалтерского учета (согласно НCБУ 1) относятся: способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов; приемы организации-документооборота, инвентаризации; способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
5. Учётная политика предприятия Учётная политика (согласно НСБУ 1) должна обеспечивать: полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности - всех хозяйственных операций (требование полноты), своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности; невозможно ускорить либо задержать регистрацию на счетах бухгалтерского учета операций (требование своевременности), большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств (потерь и пассивов), чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности); отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой), тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по соответствующим счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости); рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия - экономное ведение бухгалтерского учета (требование рациональности).