СССР в 1965-1985 гг.. НАРАСТАНИЕ НЕДОВОЛЬСТВА В ОБЩЕСТВЕ И ОТСТАВКА Н. С. ХРУЩЕВА Горожане недовольны повышением цен на продовольствие и фактическим его.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Причины смещения Н.С. Хрущева Недовольство политикой Хрущева охватило многие слои населения Горожане недовольны повышением цен на продовольствие и фактическим.
Advertisements

Политика и экономика: от реформ – к «застою» Урок истории 11 класс.
СССР в годах: годы «коллективного» руководства эпоха «застоя» «маяк надежды»: Ю. В. Андропов мини- застой: К. У. Черненко.
Тема урока: «Кризис «развитого социализма» Задачи урока: Раскрыть изменения, происходившие в правящей элите Советского Союза в е гг., показать,
Экономическая реформа в СССР во второй половине 60-х гг. Учитель истории и обществознания филиала МБОУ «СОШ с. Красавка» в селе Полоцкое Гусева Татьяна.
Политика и экономика: От реформ - к «застою» Муртузалиев А.М. МКОУ «Некрасовская СОШ»
Аграрная реформа 1965 г. 1. Повышение закупочных цен на сельхозпродукцию. 2. Установление твердого плана гос. закупок на 6 лет. 3. Введение 50% надбавки.
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
Политика и экономика: от реформ к «застою» История России 11 класс Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат Учитель Киященко А.А.
ПЕРЕСТРОЙКА ( гг.) ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ: гг гг гг.
«Развитой социализм» или «время застоя». СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.
Советское общество в конце 1950-х – начале 1960-х гг. Киященко А.А. История России 11 класс Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат.
СССР в первой половине 1980-х гг.: нарастание системного кризиса советского государства.
Экономическая политика Л.И.Брежнева 9 класс. История России.
Рыбицкая С.Н. учитель истории ГОУ СОШ 69 Санкт-Петербурга.
Кризис моделей развития: конец 1960-х – 1970-е гг.
План урока Что такое перестройка? Новое политическое руководство. Причины перестройки. Этапы перестройки. Мероприятия и результаты. Политическая жизнь.
«Эпоха застоя». Задачи урока: раскрыть изменения, происходившие в правящей элите Советского Союза в е гг., показать, как формировалась советская.
СССР в 1953 г. – середине 60-х гг. ХХ. в.. Н.С. Хрущёв. Внутренняя и внешняя политика («Оттепель») « Оттепель » - период ослабления репрессий государства,
Цели урока : 1.Разобрать причины, сущность, основные мероприятия и итоги НЭПа 2.Дать сравнительную характеристику таких исторических событий, как « военный.
Транксрипт:

СССР в гг.

НАРАСТАНИЕ НЕДОВОЛЬСТВА В ОБЩЕСТВЕ И ОТСТАВКА Н. С. ХРУЩЕВА Горожане недовольны повышением цен на продовольствие и фактическим его нормированием Селяне недовольны урезанием личных подсобных хозяйств Верующие недовольны диктатом атеизма и новой волной закрытия храмов Интеллигенция недовольна непоследовательностью культурной «оттепели» Военные недовольны обвальным сокращением вооруженных сил Партаппарат недоволен постоянной перетряской кадров и непродуманными реорганизациями

Смена политического курса Приход к власти нового руководства: Л.И.Брежнев А.Н.Косыгин Отставка Н.С.Хрущева октябрь 1964 г. Курс на стабилизацию и предсказуемость Переход от стабильности к застою, стагнации и глубокому кризису всего советского общества и его общественно - политического строя.

Экономическая реформа 1965 г. Цели реформы: 1.Изменение условий планирования и усиления экономического стимулирования. 2. Преодолеть традиционные для существующей экономической модели недостатки: - рост капиталовложений и незавершенного строительства; - массовое производство изделий, не находивших сбыта; - несоответствие роста производительности труда более быстрому росту заработной платы; -нарастание бумаготворчества.

Сущность и основные направления реформы. 1.Переход от административных к экономическим методам хозяйствования, установлению прямых связей между предприятиями. 2. Внедрение элементов хозрасчета в деятельность предприятии при сохранении административно- командной системы. 3. Оценка экономической деятельности не по валовой, а по реализованной продукции. 4. Использование части прибыли на создание фондов экономического стимулирования. 5. Возврат к отраслевой системе управления промышленностью.

Реформа в сельском хозяйстве 1.Уменьшение плана обязательных поставок зерна 2.Установление твердого плана закупок продукции 3.Повышение закупочных цен 4.Введение надбавок к ценам на сверхплановую продукцию 5.Отмена ограничений в отношении личных подсобных хозяйств 6.Укрепление материально-технической базы сельского хозяйства

Итоги экономической реформы. По данным историка Р. Медведева, среднегодовой прирост продукции сельского хозяйства составил в гг. около 4 %, а всего за 10 лет - с 1960 по 1970 гг. - производство сельскохозяйственной продукции увеличилось только на 38 %. Производительность труда в советском сельском хозяйстве в 1970 году составляла, по разным подсчетам, всего лишь % от производительности сельскохозяйственного труда в США. Производительность труда в среднем за год возрастала в этот период на 6,5 %, что было в 2 раза больше, чем в гг. Фонд оплаты труда за гг. вырос в 1,5 раза. В годы 8-ой пятилетки ( ) промышленное производство выросло в 1.5 раза. Цифры:

Причины неудач реформы 1.Реформа не затронула основ экономического базиса советской системы. 2. Приоритет идеологии над экономикой 3. Отсутствие поддержки со стороны партийного руководства. 4. Противоречия между директивным ведомственным управлением и элементами самостоятельности предприятий.

КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ Промышленность Постоянное ежегодное снижение темпов экономического роста Отставание в научно-техническом прогрессе от развитых западных стран Приоритет экстенсивных форм экономического развития Попытки модернизации утвердившихся форм хозяйствования и планирования не затрагивали глубинных отношений экономического базиса

КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ Сельское хозяйство Увеличение капиталовложений в аграрный сектор, списание долгов не могли вывести его из кризиса Рост закупок продовольствия по импорту Ухудшение экологического состояния земель вследствие обширной химизации и мелиорации Неудачные попытки переломить ситуацию в сельском хозяйстве путем создания агропромышленных комплексов (АПК)

ПРИЧИНЫ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ Неэффективность социалистической экономической системы Господство командно-административной системы Господство государственной и отсутствие частной собственности Отсутствие нормальной конкурентной экономической среды Отсутствие у населения реальных экономических стимулов к труду

Концепция «развитого социализма» (После октября 1964 г. новое идеологическое обоснование.) Опиралась на реальный факт создания в СССР основ индустриального общества, в котором: - полная однородность советского общества; - окончательное решение национального вопроса; - отсутствие внутри общества каких-либо реальных противоречий. Таким образом, не подрывая веры в коммунизм, эта концепция переводила задачу его построения из конкретно-исторической плоскости в теоретическую.

Концепция «развитого социализма» (После октября 1964 г. новое идеологическое обоснование.) Теория перманентного (постоянного)обострения идеологической борьбы социалистической и капиталистической систем по мере продвижения к коммунизму. Эта теория вытекала из сталинских установок об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, т.е. оправдывала репрессии. - этот обновленный тезис объясняет общественное преследование инакомыслящих; -оправдывает запреты и ограничение в духовной жизни.