Оптимизация закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения для ЛПУ Томской области
Система централизованных закупок – опыт регионов Подавляющее большинство регионов СФО реализуют централизованный закуп ЛС и ИМН для ЛПУ Красноярский край - с 1999 года не менее 50% средств централизовано Кемеровская область - с 2009 года не более 80% средств централизовано
Преимущества внедрения централизованного закупа ЛС и ИМН 1.Экономия средств бюджета и ОМС на лекарственное обеспечение ЛПУ 2.Выравнивание цен на ЛС во всех ЛПУ области (сейчас отличаются кратно) 3.Повышение качества лекарственного обеспечения ЛПУ путем внедрения единой на территории области формулярной системы 3.Реализация государственной политики импортозамещения и продвижения дженериков с помощью формирования шаблона заявки для централизованного закупа 3.Оптимизация ценовой политики ЛПУ в отношении ЛС и ИМН, закупаемых децентрализовано, путем внедрения системы мониторинга цен и контролем за рациональным использованием денежных средств 4.Минимизация рисков ЛПУ в части нарушения действующего законодательства в процессе закупок ЛС и ИМН
Предпосылки реализации централизованного закупа ЛС и ИМН 1.Особое внимание к проблеме стоимости ЛС, в т.ч. и в стационарном сегменте, на федеральном уровне 3.Успешное функционирование на территории области централизованного закупа ЛС и ИМН по всем видам льгот 3.Положительный опыт соседних регионов 3.В 2009 году 19 ЛПУ Томской области принимали участие в электронных торгах через РДЦ, т.е. по сути, отдали закуп ЛС на аутсорсинг (данные Департамента тарифного регулирования и государственного заказа)
Планируемый объем средств системы ОМС, участвующих в централизации В 2009 году расходы системы ОМС на приобретение ЛС и ИМН – 533,2 млн.руб. Без учета медицинских организаций федеральной и частной форм собственности - 479,9 млн.руб. При 30% централизации закупок годовой объем средств системы ОМС – 143,9 млн. руб. Данные ТТФОМС
Схема централизованных закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения для ЛПУ Томской области
ЭТАП 1 Исполнители: УФ ТО, ДЗ ТО разработка Перечня ЛС и ИМН для централизованного закупа доработка областного формулярного перечня ЛС разработка шаблона заявки для централизованного закупа ЛС и ИМН разработка методических рекомендаций по организации централизованного обеспечения ЛС и ИМН ЛПУ Томской области
ЭТАП 2 Исполнители: ТТФОМС, ДЗТО, ДТРГЗ, УФТО, ЛПУ подписание Соглашения о централизованном размещении заказа на ЛС и ИМН на средства ОМС, областного бюджета)
ЭТАП 3 Исполнители: ЛПУ составление заявок на ЛС и ИМН в предложенном шаблоне на полугодие (IV кв и I кв года) в объеме 30% от общего финансирования этой статьи расходов (ОМС, областной бюджет) Исполнитель: ТТФОМС контроль заявки: -объем финансовых лимитов (в части средств ОМС) Исполнитель: ДЗТО контроль заявки: -объем финансовых лимитов (в части средств обл. бюджета) ЭТАП 4
ЭТАП 5 Исполнитель: УФ ТО формирование сводной заявки на средства ОМС и областного бюджета контроль начальных цен контроль на соответствие Перечню ЛС и ИМН для централизованного закупа ЭТАП 6 Исполнитель: ДТРГЗ организация мероприятий по проведению закупок ЛС и ИМН в соответствии с заявкой, подготовленной УФТО
ЭТАП 7 Исполнитель: ЛПУ заключение гос. контрактов с поставщиками по результатам проведения конкурсных процедур ЭТАП 8 Исполнитель: УФТО контроль за своевременным заключение гос. контрактов, поставками (своевременность, объем, соответствие спецификации) Поставщики, выбранные по результатам конкурсных процедур ЭТАП 9 Исполнитель: поставщики поставка ЛС в ЛПУ по итогам аукциона
ЭТАП 10 ЭТАП 11 Исполнитель: ЛПУ (при методической поддержке УФТО) претензионная работа с поставщиками Исполнители: ТТФОМС, ДЗТО Создание системы мониторирования рационального использования денежных средств (ОМС и областной бюджет) путем сравнительного анализа стоимости ЛС и ИМН при централизованных закупках и самос- тоятельном закупе ЛПУ Разработка ведомственных нормативных актов по мониторированию рационального использования ЛС (ОМС, бюджет)
ЭТАП 12 Исполнители: УФТО, ДЗТО постоянная работа над формуляром и Перечнем ЛС для централизованного закупа постоянная работа над клинической и экономической эффективностью закупок в госпитальном секторе постоянный мониторинг ситуации на рынке в отношении цен и ассортимента ЛС и ИМН, и информирование всех участников процесса (в лице ОГУ Центр фармацевтической информации)
Использовались данные закупок 20 ЛПУ ТО в 2009 году по 60% наиболее ресурсозатратным позициям (суммовое выражение – 97,2 млн.руб.). Сравнение проводилось со среднерыночными ценами января 2010 года. По данным ТТФОМС возможная экономия составила 17,4 млн.руб. или 22%. Экономия средств бюджета – анализ ТТФОМС
Экономия средств бюджета – анализ УФТО Проводился сравнительный анализ закупочных цен на ЛС по данным ЛПУ, предоставленным в рамках ежемесячного мониторинга в Росздравнадзор и информации ТТФОМС. Для анализа были выбраны 20 наименований препаратов, используемых как для обеспечения льготных категорий граждан, так и для лечения в стационарных условиях. Сравнивались цены (декабрь 2009 года) по централизованному закупу для ОНЛС и закупочные цены ЛПУ. Пример: препарат Трамадол 5 50 мг/мл – при самостоятельном закупе ЛПУ -126,34 руб., что в 2,1 раза выше, чем при централизованном закупе для ОНЛС - 60,97 руб.
Экономия средств бюджета – анализ УФТО Только по 20 анализируемым позициям, в среднем по всем ЛПУ возможная экономия – 14,7%. Анализ закупочных цен в разрезе МЛПМУ г.Томска, ЦРБ, областных и федеральных ЛПУ установил, что отличия от цен в рамках централизованного закупа для ОНЛС в среднем для МЛПМУ г. Томска + 27%, для ЦРБ + 19%, по областным ЛПУ + 16 %, федеральным и ведомственным – + 8%. Меронем 1г 10 ЛПУ 1 – 17 ты. руб., ЛПУ 2 – 18 тыс. руб., УФ ТО – 16,5 тыс. руб.
Экономия средств бюджета Два сценария экономии: Оптимистичный - 22,7 %, экономия – 32,7 млн.руб. (143,9 млн.руб. х 22,7%= 32,7); Пессимистичный – 14,7 %, экономия – 21,2 млн.руб. (143,9 млн.руб. х 14,7 %= 21,2); Опыт централизованных закупок в Кемеровской области подтверждает, что в 2008 году экономический эффект по результатам центрозакупа (на сумму более 160 млн. руб.) составил 26 млн. руб. или 16,3%. ! Необходимо понимать, что значительная экономия будет иметь место первые 1-3 раза проведения централизованного закупа ЛС. В дальнейшем цены опустятся до определенного уровня и будут незначительно колебаться
Риски Способы управления рисками
Нивелирование: ранний закуп (возможность дважды провести аукцион, котировки, закуп до 100 тыс. руб.) мониторинг дефектуры и цен на ЛС и ИМН неполная централизация средств на закупки ЛС и ИМН (максимум – 80%) мониторинг сроков и полноты поставок, претензионная работа с поставщиками при отсутствии поставок – расторжение ГК (полностью или в определенной части) и использование других способов закупки в экстренных случаях – прямой закуп (по п.6 ч.1 ст ФЗ «для лечебных учреждений с целью необходимости срочного проведения вмешательства»). договоренности с другими оптовыми организациями на предмет подстраховки Срывы конкурсных процедур и поставок ЛС и ИМН
Необходимые ресурсы
Состав рабочей группы Самокиш В.И. – председатель рабочей группы Кобякова О.С. – заместитель председателя рабочей группы Рудковская Т.А. – секретарь рабочей группы Члены рабочей группы: Заюков М.Н. Козлов В.Г. Андреев С.М. Чиняев М.Ф. Бушманова Е.К. Турченкова Н.В. Бояршинова Т.Ю. Крук Е.А. Лукашов М.А. Парежев Е.А. Костарев Е.П. Новикова И.Ю.
Накладные расходы Оплата услуг ОГУП «Региональный деловой центр» и услуг печатного издания по размещению извещений о проведении конкурсов и аукционов (распоряжение АТО от N 209-ра «О финансировании расходов, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем проведения конкурсов, запросов котировок, аукционов, в том числе в электронной форме» (с учетом централизации для каждого ЛПУ оплата данных услуг будет незначительной). Максимум – 20 тыс. руб. на 1 аукцион для всех ЛПУ. ! ЛПУ необходимо заключить договоры с ОГУП «Региональный деловой центр» в рамках 94-ФЗ (простой договор до 100 тыс. руб.)
Актуальные вопросы реализации централизованных закупок ЛС и ИМН для ЛПУ Томской области
Существенные условия поставок и оплаты Период поставки ЛС один раз в 2 недели, а в случае необходимости – по заявке медицинской организации в течение 1 суток Срок оплаты в течение 50 дней с момента поставки товара и надлежащим образом оформленных платежных документов Остаточный срок годности ЛС на момент поставки до 1 года включительно – не менее 70 % от 1 до 2 лет включительно – не менее 65 % от 2 до 3 лет включительно – не менее 50% от 3 до 5 включительно – не менее 40% более 5 лет – не менее 35%
Сроки реализации проекта 1.Предоставление ДЗТО и ТТФОМС информации по объему средств, определенных для централизованного закупа, в разрезе ЛПУ – до Перечень ЛС и ИМН для централизованного закупа - до Подписание соглашения главными врачами ЛПУ с РДЦ на проведение процедур аукциона (стоимость услуг до 100 тысяч) – с по Подписание соглашения между ДЗТО, ЛПУ, УФТО и Департаментом тарифного регулирования и государственного заказа (ДТРиГЗ) о централизованном закупе ЛС с по (средства областного бюджета) 5. Подписание соглашения между ТТФОМС, ЛПУ, УФТО и ДТРиГЗ о централизованном закупе ЛС с по (средства ОМС)
Сроки реализации проекта 6. Предоставление УФ ТО для ЛПУ шаблона заявки и информации по ценам на ЛС для централизованного закупа - до Составление ЛПУ заявки с по Получение УФ ТО и обработка информации от ЛПУ по централизованному закупу с по Проведение ДТРиГЗ аукциона на закуп ЛС и ИМН с по Заключение государственных (муниципальных) контрактов на закуп лекарственных средств с по Контроль поставок лекарственных средств с даты поставки ЛС по государственному (муниципальному) контракту
/
Обеспечение взаимодействия Рубрика вопрос - ответ на сайте ДЗТО в разделеЦентрализованный закуп ЛС для ЛПУ Контактное лицо – Рудковская Т.А. - начальник организационного отдела - юрисконсульт УФТО (секретарь рабочей группы) тел Кобякова О.С. тел.
Благодарю за внимание