Воронцов Алексей Борисович г.Москва Стандарт рабочей группы "Эврика" 1 вопрос: ФГОС ОО и новое качество образования
«Свободное поколение новой России может быть воспитано только свободным педагогическим сообществом» (Г.А. Цукерман)
Комплексный подход к проблеме качества современного образования3 Под качественным образованием следует понимать совокупность образовательных результатов, обеспечивающих возможность самостоятельного решения обучаемыми значимых для них проблем, для достижения которых требуется такое время, которое позволяет обучаемым заниматься и другими видами деятельности, значимыми для их развития[1].[1] [1] Изменения содержания образования: цели, стандарты, оценка // Отчет международных экспертов. -М: НФПК, [1]
Другая страна с другим социально- экономическим укладом 2.Другие цели образования 3.Вариативное, открытое образование 4. Компетентностные стандарты 5. Другие дети 6. Все другое… 1.Содержание – набор отдельных учебных предметов (ЗУНы) 2.Учебный план 3.Репродуктивные способы (методы) обучения 4.Обучение преобладает над учением 5.Классно-урочная система 6.Традиционная система оценивания 7. … Фундамент – советско- российская ДИДАКТИКА
«У России сегодня есть риск – инвестировать большие средства в воспроизводство образования вчерашнего дня… Необходимо поддерживая жизнеспособные традиции отечественного образования, осваивая все лучшее, что сложилось в мировой практике, вырастить принципиально новую систему образовательных институтов, ориентированную на потребности постиндустриальной экономики и общества 21 века…» (Российское образование-2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях.- М., ГУ ВШЭ 2008, с.4)
«Инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 г. все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием компетентностного подхода. Вместе с тем надо подчеркнуть, что ряд педагогических подходов советской школы будет развиты как российское ноу- хау для глобального продвижения на рынке образовательных технологий. Речь, прежде всего, идет о подходах развивающего обучения, впервые в мировой психолого-педагогической науке решающих задачу координированного развития практического интеллекта и теоретического мышления» (Там же, с.37)
«Обучение на протяжении жизни в условиях новой экономики» Для этого необходимо изменить качество современного образования, ориентированного на формирования у детей способностей учиться всю жизнь
Оценка учебных достижений, ключевых компетентностей и наличие социального и общественно полезного опыта ( способность молодых людей быть успешными и мобильными в любых социально- экономических условиях за счет формирования у себя ключевых компетентностей) Доступность – возможность человека получать образования разными способами (очно, заочно, дистантно, в разных типах учебных заведений и т.п.) Эффективность – получение образования с наименьшими затратами своих собственных ресурсов (временных, материальных, финансовых) при сохранении высокого качества образования Комплексный подход к проблеме качества современного образования8
Средняя общеобразовательная школа 1133 подразделение школы ЭУК «Школа развития» Руководитель: кандидат педагог. наук А.Б. Воронцов
10 Школа 1133 Базовая площадка МАРО г. Старый Оскол 6 человек 1-5 классы г. Старый Оскол 6 человек 1-5 классы Латвия, г. Рига 2 человека 6,8 класс Латвия, г. Рига 2 человека 6,8 класс г. Краснодар 6 человек 1-7 классы г. Краснодар 6 человек 1-7 классы г.Москва 6 человек 3-5 классы г.Москва 6 человек 3-5 классы Перспектива на годы детей из регионов РФ, Украины, Латвии, Казахстана, Белоруссии Перспектива на годы детей из регионов РФ, Украины, Латвии, Казахстана, Белоруссии
Закон РФ «Об образовании» ст.10 п.1 Постановления Правительства Москвы от ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования» Локальные акты ОУ: Положение о формах получения образования в ГОУ СОШ 1133 Положение о заочном обучении в ГОУ СОШ 1133 Договор с родителями на оказание образовательных услуг в сфере общего образования в заочной форме с применением дистанционных технологий Приказ по школе о переводе учащихся на заочное обучение Закон РФ «Об образовании» ст.10 п.1 Постановления Правительства Москвы от ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования» Локальные акты ОУ: Положение о формах получения образования в ГОУ СОШ 1133 Положение о заочном обучении в ГОУ СОШ 1133 Договор с родителями на оказание образовательных услуг в сфере общего образования в заочной форме с применением дистанционных технологий Приказ по школе о переводе учащихся на заочное обучение
Координатор (тьютор) организации обучения детей в заочной форме Классные руководители Педагоги- предметники Научно- педагогическ оесопровожд ение техническое обеспечение ОИРО Зам.директора школы (руководитель подразделения)
Наличие информационной среды ОУ (возможность всех педагогов и учащихся иметь ноутбук и выход в сеть Интернет, Положение об информационной среде, беспроводная связь) Программный комплекс «КОД», разработанный ОИРО в рамках проекта НФПК, МОиН РФ Сетевая образовательная организация «Развивающее образование», сайт разработанный ОИРО в рамках проекта НФПК, МОиН РФ Сайт Открытого института «Развивающее образование», раздел Экспериментального учебного комплекса «Школа развития» (структурное подразделение школы 1133) Наличие информационной среды ОУ (возможность всех педагогов и учащихся иметь ноутбук и выход в сеть Интернет, Положение об информационной среде, беспроводная связь) Программный комплекс «КОД», разработанный ОИРО в рамках проекта НФПК, МОиН РФ Сетевая образовательная организация «Развивающее образование», сайт разработанный ОИРО в рамках проекта НФПК, МОиН РФ Сайт Открытого института «Развивающее образование», раздел Экспериментального учебного комплекса «Школа развития» (структурное подразделение школы 1133)
Каждый ученик сам регистрируется на этом сайте и использует любой материал для своей индивидуально й образовательн ой траектории
Ст.7 Закона РФ «Об образовании» (1 декабря 2007 года)- точка отсчета «Новой школы» Идеология Стандарта - стандарт набора требований, рамочный документ, задающий (открывающий) большие возможности для ОУ Структура Стандарта: требования к структуре ООП ступени; требования к условия реализации ООП; требования к результатам освоения ООП Стандарт рабочей группы "Эврика"
Стандарт рабочей группы "Эврика"18 Федеральный государственный образовательный стандарт Структура основной образовательной программы ступени Изменить идеологию учебного плана Соотношение инварианта/варианта Соотношение учебной/внеучебной деятельности Соотношение урочной/внеурочной Соотношение коллективной/индивидуальной Де Здоровье Талантливая молодежь Талантливая молодежь Условия реализации ООП Школьная инфраструктура Учительский потенциал НПФ повышения квалификации НПФ ОУ НСОТ педагогов Статус и ступени педагогов Информационная среда Система оценивания Помещения (зоны) Результаты освоения ООП Современное качество образования
Содержательна я область Способы действияПонятийные средства Числа и вычисления – алгоритмы выполнения действий; – прикидка; – элементы рационального вычисления – позиционный принцип записи чисел; – свойства арифметических действий Измерение величин – прямое измерение (непосредственное «укладывание» единицы, «укладывание» единицы с предварительной перегруппировкой частей объекта); – косвенное измерение (с отсчетом значения величины по шкале прибора (линейка, безмен, часы, транспортир, мензурка), вычисление по формулам); – действия с именованными числами. – однородность величин; – отношение между числом, величиной и единицей; – отношение «целого и частей»; – прямая пропорциональная зависимость (площадь прямоугольника; равномерное движение, работа и др.); – производные величины (скорость, производительность труда и др.) Закономерности и зависимости - выделение закономерности в числовых и геометрических последовательностях и других структурированных объектах; – построение структурированных объектов; – выделение зависимостей между величинами в различных ситуациях (в начальной школе, в основном, задаваемых текстовыми задачами); – описание зависимостей на различных математических языках (чертежами, схемами, формулами и др.) – «индукционный шаг»; – отношения между однородными величинами (равенство, неравенство, кратности, разностное, «целого и частей»); – прямая пропорциональная зависимость между величинами; –форма и другие свойства фигур (основные виды геометрических фигур); – пространственные отношения между фигурами
1. Наличие образовательной программы ступени, ориентированной на формирование способов и средств инициативного действия ребенка через разные виды деятельности детей 2. Разнополюсное образовательное пространство в образовательном процессе (урочное и внеурочное пространство); 3. Современные образовательные технологии, направленные на повышения эффективности и доступности образования; 4. Рабочий учебный (образовательный) план школы, ориентированный на создания возможностей и нелинейное расписание; 5. Локальные нормативно-правовые документы, регламентирующие систему оценки качества образования; 6. Организацию повышения квалификации педагогов на постоянной основе.
Укрепление новых форм и институтов оценки систем управления качеством образования и деятельности Новой школы Создание и развитие внутришкольных систем управления качеством образования Новые формы и институты оценки Самоаудит Общественно- профессиональная экспертиза Добровольные системы сертификации и оценки Современная школа сегодня и завтра
Стандарт рабочей группы "Эврика"22 Основная образовательная программа ступени – основной объект стандартизации и инструмент управления современным качеством образования
1. Образовательная программа ОУ как общественный договор – принимается высшим органом управления ОУ. Разрабатывается совместно с общественным (управляющим) советом. 2. Основная образовательная программа ступени – программа совместных действий всех участников ОП в соответствии с возрастными возможностями школьников. Разрабатывается МО, ВТКП совместно с учащимися и их родителями и утверждается на уровне научно-методического совета ОУ. 3. Рабочая учебно-образовательная программа курса, модуля и т.п. - программа действий учителя для достижения учебно-предметных результатов 4. Индивидуальная образовательная программа учащегося – персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании
ст.7. п 4 Закон РФ «Об образовании» «соотношение частей ООП и их объем» что такое часть? «Соотношение обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса» «ООП ст.9. п.6 «обеспечивает реализацию ФГОС ОО и включает: - учебный план; - Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) - другие материалы….»
- набор отдельных программ? («программа программ»???? Пример, стандарт РАО) - или что??? Какой формат? Что мы кладем в основание проектирование ООП? Гипотеза - сквозные образовательные результаты
«Содержание образование в конкретном ОУ определяется основной образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим ОУ самостоятельно. ООП разрабатывается на основе соответствующих примерных ООП…» П 5.2 «Примерная ООП могут включать в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных курсов…»
« разработка базисного учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» КТО РАЗРАБАТЫВАЕТ ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ? Ст.32 п.6,7 «Разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов»; «Разработка и утверждение рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин…»
СтупениКол-во часов/неделюСоотношение ФК/ШК Соотношение УД/ВНУД Соотношение ауд/сам.работа Начальная Школа (4 года/5лет) 104(98)**80/20 90/10 Основная школа (5 /4 года) 174(164)70/3065/3575/25 Старшая школа (2 года) 96 (90)60/
Наименование основных разделов ООП НОО Образовательные области Часы 1.Обязательная (инвариантная) часть Филология1057 Математика452 Человек, природа, общество236 Искусство и культура344 Технология108 Здоровье226 Итого по первой части Вариативная часть в рамках образовательных областей Пятидневная учебная неделя481 Шестидневная учебная неделя Вариативная часть за пределами образовательных областей Шестидневная учебная неделя (учебные, интегративные курсы, модули и т.п. по выбору учащихся) 306 Внеучебная образовательная деятельность 744 ВСЕГО : Пятидневная учебная неделя3648 ВСЕГО : Шестидневная учебная неделя
Наименование основных разделов ООП НОО Обязательная часть ОО Вариативная часть ОО Максимальная учебная нагрузка обучающегося в год Образовательные области Пятидневная учебная неделя* Шестидневная учебная неделя Филология Обучение грамоте Литературное чтение Иностранный язык Русский язык Учебные, интегративные курсы, образовательные модули Итого по разделу
Разделы ООП Содержание разделов 1.Первый раздел Цели и задачи ступени школьного образования 2. Второй раздел Основные виде деятельности школьников 3.Третий раздел Задачи школьников и задачи педагогов 4.Четвертый раздел Основные этапы реализации ООП (по годам) 5.Пятый раздел Основные этапы (фазы) учебного года 6. Шестой раздел Общая характеристика содержания образования 7. Седьмой раздел Формы организации ОП и типы занятий 8. Восьмой раздел Рабочий учебный план ОУ и его характеристика 9. Девятый раздел Условия реализации ООП (кадровые, финансовые) 10 Десятый раздел Планируемые результаты, способы, формы оценивания 11Одиннадцатый Мониторинг качества реализации ООП 12Двенадцатый раздел Набор рабочих учебных и других программ Стандарт рабочей группы "Эврика"32
РазделыХарактеристика разделов 1 раздел Миссия образовательного учреждения 2 раздел ООП ступеней школьного образования 3 раздел Программа развития ОУ 4 раздел Программы дополнительного образования Стандарт рабочей группы "Эврика"33 Возможен раздел, описывающий преемственность между ступенями образования
1. Надо разобраться с новым видом образовательной программы – ООП НОО: - Что это за документ: набор отдельных программ или программа действий? - Как должен соотноситься этот документ с образовательной программой ОУ, программой развития ОУ? - Описать процедуру разработки и принятия ООП на уровне ОУ (внимание! На данный момент нет готовой хотя бы одной примерной ООП); - Внести в нормативно-правовую базу ОУ поправки
2. Разработать проект ООП НОО, включая рабочий учебный (образовательный) план: - необходимо грамотно распределить время между урочными и внеурочными занятиями, учебной и внеучебной деятельностью, коллективной и самостоятельной учебной деятельностью по годам обучения; - Описать необходимые условия для реализации ООП
3. Описать все виды результатов, инструменты и формы оценивания: - описать этапы формирования метапредметных результатов обучений (ключевых компетентностей); - выделить сквозные образовательные результаты и способы их оценивания и описания; - разработать формы и способы оценивания внеучебных достижений; - разработать (освоить) под новые образовательные результаты информационные среду (включая электронный журнал и электронный дневник); - Разработать нормативно-правовую базу контрольно-оценочной деятельности всех субъектов ОП
Выделить ключевые культурные предметные способы действий/средств в каждом учебном предмете Установить уровни освоения способов действий/ средств (формальный, предметно- рефлексивный, функционально-ресурсный) Апробировать образцы контрольно- измерительных материалов под каждый способов действия/уровень освоения Итог: установить уровневый подход в освоение предметных знаний-действий
5. Провести апробацию отдельных положений ООП, учебного плана, системы оценивания: нелинейное расписание учебных занятий; межпредметные образовательные модули, проектные задачи, разновозрастные учебные и внеучебные занятия; стартовая, текущая и промежуточная (по итогам года) диагностика (индивидуальный прогресс); формы фиксации результатов образования по итогам года («портфолио»)
2. Правила составления системы тестовых заданий 39 Способ действия/средс тво Задача 1 Задание уровень Задание уровень Задание уровень Тестовый блок
40 Способ действия (нахождение точки в пространстве) 1 уровень Использование необходимых средств в стандартной ситуации 2 уровень Изучение «внутреннего» устройства средств СД 3 уровень Восстановление, преобразование, конструирование нового средства Типовые задачные ситуации: 1)Определить направление 2)Определить расстояние Типовые задачные ситуации: перенос понятия масштаба с измерения длин на определение размера (площадей) Конкретизация уровней
Вид результата: Ключевые компетентности (код)Обобщенный результат ХарактеристикиУсловия формирования Критерии достижения 1.(01)Информационная компетентность -Умение находить информацию; --умение представлять информацию в знаковой форме Тип ситуации (проектная задача) Образец задания 2.(02)Коммуникативная комппетентность Вид результата: культурные способы действия и понятийные средства (ЗУНы) …
Стандарт рабочей группы "Эврика"42