Опыт разработки и реализации региональных программ развития дополнительного образования детей. Проектирование региональной модели организации дополнительного образования детей с учетом особенностей региона и задач развития его человеческого потенциала Косарецкий Сергей Геннадьевич, Национальный исследовательский университет « Высшая школа экономики », г. Москва
Темы для обсуждения Управление реализацией региональной программы дополнительного образования детей. Механизмы согласования интересов и потребностей ведомств, территорий и организаций при разработке и реализации региональной программы развития дополнительного образования детей. Инструменты реализации региональной программы развития дополнительного образования детей. Успешные примеры использования инструментов прямой поддержки ( в т. ч. финансирования проектов на конкурсной основе ) и косвенного регулирования. Инфраструктура реализации региональной программы развития дополнительного образования детей : структуры научного, методического и информационного обеспечения, ресурсные центры, инновационные и стажировочные площадки. Мониторинг и оценка эффективности реализации региональных программ развития дополнительного образования детей : индикаторы, инструменты сбора и анализа информации. Лучшие практики реализации региональных программ развития дополнительного образования детей ( презентации успешных проектов и мероприятий, оказавших существенное влияние на развитие системы дополнительного образования в субъектах РФ )
Взаимодействие с публично - правовыми образованиями, государственными учреждениями, государственными корпорациями, государственными внебюджетными фондами, общественными организациями, гражданами. СубъектыФормы взаимодействия Государственные организации государственное задание Негосударственные организации размещение государственного заказа льготы на аренду, кредиты Бизнесмеханизмы государственно - частного партнерства : концессия, КЖЦ, передача в управление, предоставление государственных гарантий, налоговое стимулирование корпоративного сектора
Взаимодействие с публично - правовыми образованиями, государственными учреждениями, государственными корпорациями, государственными внебюджетными фондами, общественными организациями, гражданами. СубъектыФормы взаимодействия Муниципальные образования передача полномочий, субсидии на софинансирование программ НКОсубсидии социально - ориентированным некоммерческим организациям, « неформальная » педагогика Гражданебюджетные сертификаты, компенсации, волонтерство
Инструменты программы 5 проекты, нацеленные на отдельные кластеры территорий ( лидеры, в сложном социальном контексте и др.) вариативные модели реализации приоритетов для разных кластеров территорий, в т. ч. предложенные самими территориями различные значения целевых показателей, « коридор » значений, показатели прогресса (« добавленной стоимости ») вариативные модели финансирования программ и проектов для разных кластеров территорий
Инструменты поддержки 6 Выравнивающие субсидии ( помощь тем, кому не хватает средств – « в обмен на обязательства ») Катализирующие субсидии на конкурсной основе ( институциональная модернизация, повышение эффективности ) « Премирующие » субсидии ( стимулирование тех, кто достигает высоких показателей – « по результатам ») Субсидии на конкурсной основе на распространение лучшего опыта, инноваций
Возможные сценарии взаимоотношений регион - муниципалитет ( А. А. Попов, 2012) Сценарий 4: « Модернизационный ». В региональном центре создается модель, совмещающая сеть муниципальных учреждений дополнительного образования и сеть покрывающих региональных образовательных программ. Муниципальные учреждения становятся элементами региональной сети, обеспечивающих реализацию программ. Сценарий 5:« Инновационный ». Региональный центр определяет приоритеты модульных образовательных программ. Эти программы реализуются инфраструктурой, не зависящей от системы учреждений дополнительного образования. Муниципальные учреждения могут сохранять свою независимость ( что гарантируется 131 ФЗ ) либо включаться в эти программы как исполнители определённых региональных заказов. Таким образом, регион создает систему открытого образования для желающих детей и родителей, тем самым запуская процессы самоопределения по отношению к сфере образования как к сфере возможностей.
Инструменты поддержки 8 Поддержка сетевых межмуниципальных проектов ( профильные смены, конкурсы, обмены учащимися и педагогами и др.) Создание региональных ( окружных ) ресурсных центров ( каникулярный отдых, дистанционное образование и др.) Конкурсы программ для тиражирования
Новая инфраструктура - Менеджерские центры - Тьюторские центры - - Проектно - исследовательские центры - Центры дистанционного образования - Интенсивные школы - Сети клубов - Общественные объединения
Возможные сценарии взаимоотношений регион - муниципалитет ( А. А. Попов, 2012) Сценарий 1:« Мотивационный ». Региональный центр проводит серию мероприятий по повышению квалификации сотрудников учреждений дополнительного образования в общем направлении развития современного образования ( проектный подход, компетентностный подход ). Сценарий 2: « Экстенсивный ». В лучшие муниципальные учреждения дополнительного образования, определённые по общим для региона критериям, вкладываются дополнительные региональные ресурсы на реализацию их целей, увеличение охвата целевой аудитории, повышение качества и доступности образовательных услуг. Сценарий 3: « Оптимизационный ». Региональный центр определяет приоритетные направления деятельности муниципальных учреждений дополнительного образования и определяет их перепрофилирование.
Новые механизмы Красноярский край – 2008: проектов ФСК –строительство спортивных дворов УДО-гранты на модернизацию мат.-технической базы педагогических работников УДО-гранты программ ДО-гранты профилактических образовательных программ-гранты программно-целевой и проектный методы планирования бюджетов УДО
Мониторинг и оценка эффективности Охват ( статистика, мониторинги ) - по возрастам - по направленности программ Рост заработной платы ( статистика, мониторинг ) Модернизация среды ( статистика, мониторинг ) Институциональные изменения ( мониторинг и экспертиза НПА ) - ведение систем учета - введение НПФ и НСОТ - развитие частного сектора, введение ГЧП - прозрачность и навигация - ………………………………. Эффективность - переход на эффективный контракт - педагог / учащийся Обновление содержания Удовлетворенность населения ( опросы )