Деепричастие как часть речи Урок в 7 классе Баранова Наталья Владимировна, Учитель русского языка и литературы Молчановский р-н, МОУ МСОШ 1
Задание 1 Запишите под диктовку словарные слова. Исправьте ошибки в написании словарных слов, сравнив свои записи в тетрадях с записью на доске. Определите, к какой части речи относятся записанные вами словарные слова. Дайте определение причастию.
Особые формы глагола Причастие ???
Задание 2 Опишите действия школьницы, которая делает домашнее задание по русскому языку: а) как она пишет; б) какие добавочные действия при этом совершает. (Она заглядывает в книгу, подчеркивает орфограммы, листает словарь и т. д. )
Задание 3 Сопоставьте и запишите два предложения. 1. Девочка выполняла домашнее упражнение и подчеркивала орфограммы. 2. Девочка выполняла домашнее упражнение, подчеркивая орфограммы.
Вывод Слова, обозначающие добавочные действия по отношению к основному, называются деепричастиями.
Задание 4 Выразительно прочитайте отрывок из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». - О каких основных действиях говорится в отрывке ? - Какими средствами языка Н.В.Гоголь добивается яркого, образного описания этих действий?
Отрывок из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло все поле, а запорожцы все палили, не переводя дух.
Вывод Основная функция деепричастия в речи – дописывать, дорисовывать основное действие.
Глагольные признаки деепричастия Деепричастия образуются только от глаголов: осматривать- осматривая Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида: (что делая?) осматривая – несов. в., (что сделав?) осмотрев – сов. в.
Наречные признаки деепричастия Деепричастия не изменяются (не склоняются и не спрягаются). В предложении деепричастие является обстоятельством. Брат, улыбаясь, рассказывает о поездке. – Рассказывает (как?) улыбаясь.
Задание 5 Найдите предложения, в которых есть деепричастие, запишите их в тетрадь, указав вид деепричастия и его синтаксическую роль в предложении. 1.Мама сидела, откинувшись в кресле. 2.Я открыл окно и залюбовался видом. 3.Брат склонил голову и писал что-то. 4.Разложив игры, дети сели в кружок.
Обобщение материала Какова роль деепричастия в речи? Какое лицо (или предмет) совершает действие, обозначенное деепричастием? Каковы признаки глагола у деепричастия? Каковы признаки наречия у деепричастия? Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении?
Домашнее задание Спишите предложения, исправляя ошибки (если они есть) в употреблении деепричастий. Укажите вид деепричастий. 1.Открыв окно, я залюбовался видом города. 2.Открывая дверь, она громко скрипнула. 3.Брат, склонив голову набок, что-то писал. 4.Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш. 5.Возвращаясь домой, шел дождь.