Знаки препинания в предложении с однородными членами Задачи: - знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; - уметь объяснять пунктограммы с помощью схем.
Докажите, что данные предложения с однородными членами. Лиса – хитрое и изворотливое животное. Она ночует на снегу, под кустиком. Лисий мех очень красивый, тёплый и прочный. Из него шьют воротники, шапки, шубы.
Понаблюдаем. Мы ехали на поезде, потом шли пешком., Мы ехали на поезде, а потом шли пешком.,а Мы ехали на поезде, но потом шли пешком.,но Мы ехали на поезде и шли пешком. и
Понаблюдаем. Мы и ехали на поезде, и шли пешком. и и,
Делаем вывод. запятая ставится запятая не ставится,, а,но и ии,
Понаблюдаем. чашки, тарелки и ложки. : На столе стояла посуда: и, посуда
и, : Обобщ.сл. Делаем вывод.
Понаблюдаем. На столе стояла посуда: чашки, тарелки и ложки. и : Чашки, тарелки и ложки -вся необходимая посуда стояла на столе. и -,, На столе стояла посуда: чашки, тарелки и ложки,- : и, приготовленные давно. - …. посуда вся посуда посуда
и, : и, : и, - - ….. Обобщ.сл. Делаем вывод.
Памятка. Подчеркните члены предложения. Найдите члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова или сочетания слов. Укажите среди них члены с обощающим значением по отношению к остальным членам данного ряда. Какой знак препинания ставится при этом? Какая интонация соответствует ему?
Задания по закреплению темы. 1 группа: Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю. (К. Паустовский.) Ветерок весёлый робок и застенчив. (С. Есенин.) 2 группа Я испытывал не горе, а мягкую и светлую печаль. (Г. Демидов.) Война продолжается и в метель, и в мороз, и в дождь. (П. Нилин. ) 3 группа Люди толпились всюду в вестибюле в коридоре в кабинетах. Вокруг каждого дома росли цветы маргаритки ромашки одуванчики. (Н. Носов.) 4 группа Составьте предложения, в которых однородные члены соответствуют приведённым схемам. 1) О, О.... 2) О и О.... 3) О, а О. 5 группа К данным однородным рядам подберите обобщающие слова. Составьте с ними предложении и запишите их. Сосна, осина, ель, береза, рябина. Стол, стулья, шкаф, диван-кровать.
Домашнее задание. §21, упр.