О состоянии и перспективах развития первичной медико- санитарной помощи на территории Томской области (в т.ч. ФАП) Акатаев Ч.М. Заместитель Губернатора Томской области по социальной политике
Нормативная правовая база Федеральный закон от ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Статья 33. Первичная медико-санитарная помощь Приказ Минздравсоцразвития России от н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» первичная доврачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья; первичная врачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами- терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, офисов врачей общей практики (семейных врачей), центров здоровья и отделений (кабинетов) медицинской профилактики;
Деятельность ФАПов регламентирована: Приказ Минздравсоцразвития России от н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» Правила организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта (ФАП) ФАП является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения). ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи (далее - доврачебная медицинская помощь) и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах. Рекомендуемая численность обслуживаемого ФАПом населения от 300 до 700 человек, включая детское население. При наличии водных и других преград, удаленности от ближайшей медицинской организации, низкой плотности населения в регионе (в 3 раза ниже среднероссийского показателя) численность обслуживаемого населения может корректироваться относительно рекомендуемой численности обслуживаемого ФАПом населения.
Сеть подразделений, оказывающих первичную медико- санитарную помощь Всего структурных подразделений (+36) ФАП (-49) ОВП (+92) 1,2 1,1 1,1 5,6
Материально-техническое состояние ФАПов Аварийное состояние 16 ФАП 6,0% Требуют кап. ремонта 94 ФАП 36,0% Потребность в кадрах 112 всего в т.ч. 42 фельдшера Требуют дооснащения или замены оборудования > 1800 ед. 100% ФАП Капитальный ремонт 108 млн. рублей Оснащение 230 млн. рублей ИТОГО 338 млн. рублей
Государственная программа «Развитие здравоохранения Томской области на годы» Финансирование мероприятий по развитию сети ФАП Подпрограмма 1 Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений Мероприятие 1.8 укрепление материально-технической базы медицинских учреждений (проведение капитального ремонта и приобретение оборудования), оказывающих первичную медико-санитарную помощь (ФАПы, все центральные районные больницы, городские поликлиники, самостоятельные амбулатории и участковые больницы) Выделено в 2014 году* = 0 * На 2014 год за рамками финансирования государственной программы на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений утвердили 200 млн. рублей (на проведение капитальных ремонтов и приобретение медицинского оборудования). Капитальный ремонт ФАПов в 2014 году в рамках выделенной суммы средств не предусмотрен Потребность в финансировании в 2014 году (проект программы) - 48,3 млн. руб.
Материально-техническое состояние сети ФАП МолчановскийЗырянскийЧаинский
Варианты обеспечения сельских территорий доврачебной помощью (ФАПы) 1.Модульные ФАПы: средняя стоимость модульного ФАПа – 1,7 млн. рублей/ стандартные технологии строительства – не менее 5 млн. рублей 2.Создание многофункциональных социально-культурных центров: Школа, ФАП, сельская библиотека, дом культуры - в одном здании 3.Мобильные медицинские центры
Приобретение модульных ФАП 2013 год Александровский район1 Асиновский район1 Бакчарский район1 Зырянский район2 Каргасокский район1 Кожевниковский район1 Колпашевский район2 Молчановский район2 Парабельский район1 Первомайский район2 Томский район2 Чаинский район1 Шегарский район1 Каргасокский р-н Молчановский р-н Шегарский р-н Парабельский р-н Томский р-н 18
Стандартная конструкция модульного ФАП Средняя площадь кв.м. Стерилизационная Комната с аппаратами для стерилизации врачебных инструментов и приборов ВХОД
Опыт установки модульных ФАП (положительный) 2013 год Модульные ФАП Томский район с. Петухово, с. Басандайка +
Опыт установки модульных ФАП (негативный) п. Б.Кордон Асиновский район ! с. Анастасьевка Шегарский район Недобросовестный подрядчик 7 модульных ФАП ООО «Немецкие технологии», г. Иркутск
Мобильные медицинские центры Первомайский район Шегарский район Программа модернизации 2013 год 16 млн.руб год ОГУЗ «ОДБ» ОГАУЗ «ТОКБ»
Размещение ФАП в структуре многофункциональных центров с. Зайцево Кожевниковского района Лучшая практика 2013 год Школа, ФАП, сельская библиотека, дом культуры 93,5 млн. рублей * В 2013 году в структуре общеобразовательных учреждений работают 47 ФАПов
О состоянии и перспективах развития первичной медико- санитарной помощи на территории Томской области (в т.ч. ФАП) Акатаев Ч.М. Заместитель Губернатора Томской области по социальной политике