Программирование на Basic Основные операторы. Оператор присваивания Операторы ввода – вывода информации Операторы ввода – вывода информации Операторы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программирование на Basic МассивыПрограммирование на Basic Массивы.
Advertisements

Есть ли в решении этой задачи действия, которые необходимо выполнить несколько раз? Сколько раз надо их выполнить? С помощью какой команды мы организуем.
Массивы Разбор задачи С4. Массив - это множество однотипных элементов, объединённых общим именем и занимающих в компьютере определённую область памяти.
Презентацию составила учитель первой категории МБОУ СОШ 14 имени К.С.Федоровского г.Юрги Кемеровской области Яковлева Ирина Владимировна.
Основы программирования на Бейсике Массивы. Задание: Найти все 3-хзначные числа, заканчивающихся на 2, 4, 8 и делящихся на 6. Ответ: CLS FOR I=100 TO.
Глава 6. УПРАВЛЯЮЩИЕ СТРУКТУРЫ Оператор присваивания Простой и составной операторы Условный оператор Оператор множественного выбора Оператор цикла с предусловием.
Массивы Теоретические сведения. Примеры решения задач. Задания для самостоятельного выполнения.
далее цикл с известным числом шагов цикл с неизвестным числом шагов (цикл с условием)цикл с неизвестным числом шагов (цикл с условием) что такое цикл?
Виды алгоритмических структур: –блок-схема. –линейный алгоритм. –алгоритмическая структура «ветвление». –алгоритмическая структура «выбор». –алгоритмическая.
АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА «ПОВТОРЕНИЕ» («ЦИКЛ») В ЯЗЫКЕ QBASIC Презентацию разработал Мащенко П.С., учитель МБОУ СОШ 2 муниципального образования Щербиновский.
ЦИКЛИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ Цели: -Познакомиться с понятием циклического алгоритма. -Освоить языковые средства для реализации циклических алгоритмов.
Объектно-ориентированный язык программирования. Переменная - эта поименованная ячейка памяти, хранящая какое-либо одно значение (одно число, один фрагмент.
Программирование
Основы программирования В качестве базового языка взят обычный BASIC позволяющий в простой и наглядной форме выполнять основные конструкции программирования.
Циклические алгоритмы Повторение - это многократное выполнение одного или нескольких предписаний алгоритма. Цикл - это оператор языка программирования,
Массивы 9 класс. Основные теоретические сведения Примеры решения задач.
Переменные задаются именами, которые определяют области памяти, в которых хранятся их значения. Значениями переменных могут быть данные различных типов.
Лекция 4 Представление основных структур: итерации, ветвления, повторения. Вспомогательные алгоритмы и процедуры.
Понятие оператора и программы 11 класс. Программирование.
Переменные и операторы УРОК 2. Переменные ПЕРЕМЕННАЯ – ?... контейнер для хранения данных. Переменная имеет имя – это….? последовательность букв, цифр.
Транксрипт:

Программирование на Basic Основные операторы

Оператор присваивания Операторы ввода – вывода информации Операторы ввода – вывода информации Операторы ветвления Циклические операторы Строковые операторы и функции Массивы Процедуры-функции и процедуры Основные операторы

Оператор присваивания LET S = 1 / 2 * h * ( a + b ) или S = 1 / 2 * h * ( a + b ) Имя переменной, в которую будет занесён результат Выражение, результат которого вычисляется Вычисляется значение выражения При работе с арифметическими типами результат вычисления, если это необходимо, преобразуется к типу переменной Полученный результат присваивается переменной, па прежнее её значение теряется. Оператор REM – неисполняемый оператор. Вставляет в текст программы комментарий. Имеет два варианта написания: REM или

PRINT Оператор вывода данных на экран: где - список элементов, значения которых выводим на экран, разделённые запятыми. Элементами списка вывода могут быть как переменные, так и выражения, возможно отсутствие списка. : Пробел – курсор переводится на следующую строку Запятая (,) – курсор остаётся в строке вывода и очередной элемент выводится через 8 пробелов. Точка с запятой (;) - курсор остаётся в строке вывода и очередной элемент выводится через 2 пробела. ? или

Оператор ввода данных с клавиатуры: INPUT ; Примеры: INPUT «введите массу тела»; М INPUT M, Р При достижении оператора исполнение программы прерывается; на экране отображаются подсказка, если она предусмотрена, и знак вопроса. Для продолжения работы программы следует ввести с клавиатуры столько значений, сколько имён переменных указано в списке переменных, разделяя значения запятыми. Типы вводимых значений должны соответствовать типам переменных в списке. Ввод завершается нажатием клавиши Enter. При этом переменным, указанным в списке, присваиваются набранные значения (старые значения, если они были, теряются)

Оператор определения констант DATA константы READ список переменных Например: DATA 23, 45, 6, - 8 READ M, A, B, C M = 23, A = 45 B = 6, C = - 8 Оператор DATA неисполняемый, он используется для хранения констант. В программе можно использовать несколько операторов DATA, причём они могут быть расположены в любых местах программы. Все они рассматриваются как единый «склад». А данные считываются всё равно последовательно сверху вниз и слева направо. Если данных недостаточно, то выдаётся сообщение об ошибке типа «Нет данных». Можно восстановить все данные, хранящиеся в DATA командой RESTORE

Безусловный переход оператором GOTO предписывает программе свернуть с линейного пути и перейти к метке, расположенной в любом месте программы. GOTO метка Оператор безусловного перехода В качестве метки используется натуральное число. Метка указывается только в начале строки. Данный оператор надо использовать при крайней необходимости: он портит структуру программы, делает её запутанной и затрудняет её отладку.

Оператор условного перехода Условие – выражение, находящееся между словами «если» и словом «то» и принимающее значение «истина» или «ложь» Условия могут быть простыми и сложными: Простое условие – это выражение, составленное из двух переменных, арифметических выражений или двух текстовых величин, связанных одним из знаков сравнения (равно (=), не равно (), больше (>), меньше ( =)). Например, 5 > 3, X + Y X) and (X < 9)

Полное ветвление Условие Действие 1Действие 2 да нет IF THEN ELSE Вычисляется выражение при текущих значениях входящих в него переменных. Если полученное значение есть истина, то выполняется (ветвь THEN), а игнорируется. Если полученное значение ложно, то выполняется (ветвь ELSE), а игнорируется. После выполнения одной из ветвей управление передаётся следующей строке программы. Весь оператор должен располагаться в одной строке.

IF THEN ELSE END IF Условие Действие 2 да нет Действие 1 Действие 2 … … Если в каждой из ветвей IF-конструкции выполняется не один оператор, а несколько, то их можно разделить двоеточием. А ещё лучше записать конструкцию в другом виде (теперь запись оператора в одну строчку не обязательна:

Неполное ветвление Условие Действие да Нет Оператор: IF THEN Если ветка ELSE отсутствует и условие ложно, то управление сразу передаётся следующей строке программы: никакие из операторов не выполняются.

Оператор выбора ON-GOTO Если требуется выбор более чем из двух альтернатив, применяется оператор множественного выбора. Форма записи оператора: ON GOTO - выражение, вычисляемое при текущих значениях входящих в него переменных - перечень номеров строк (через запятую), на одну из которых должно быть передано управление. Вычисляется значение выражения Полученное значение округляется до целого числа Управление передаётся строке, очерёдность которой в списке номеров строк соответствует вычисленному значению. Если значение выражения меньше 1 или превышает количество элементов в списке номеров строк, управление передаётся оператору, следующему непосредственно за оператором ON-GOTO

ON (x^2 + 7) GOTO 10, 20, 30 если результат выражения x^2 + 7 =1, то управление передаётся строке 10, если результат выражения x^2 + 7 =2, то управление передаётся строке 20 и т.д. Пример:

Оператор выбора SELECT Конструкция оператора: SELECT CASE CASE [блок операторов1] CASE [блок операторов2] … CASE ELSE [блок операторов n] END SELECT - любое числовое или строковое выражение; - одно или несколько выражений для сравнения с параметром [блок операторов2] – один или несколько операторов в одной или нескольких строках Аргументы списка выражений могут принимать любую форму: -Выражение [,выражение]… -Выражение ТО выражение -IS оператор отношения выражения Пример: INPUT «Введите номер месяца»; N SELECT CASE N CASE IS >=12 PRINT «не существует такого месяца» CASE IS

Оператор с заранее известным числом повторений FOR…NEXT FOR = TO [STEP ] NEXT - управляющая переменная (параметр, счётчик) цикла. Может быть любая переменная арифметического типа.,, - арифметические выражения, определяющие соответственно начальное значение параметра, конечное его значение и приращение (шаг). Шаг может быть положительным и отрицательным. Если шаг равен 1, то заключённую в квадратные скобки часть оператора можно опустить. - любое количество строк, содержащие операторы, которые требуется повторять. Счётчик Тело цикла …

1.Вычисляются выражения,, 2.Параметру присваивается начальное значение 3.Значение параметра сравнивается с конечным значением Если значение параметра не больше (при положительном шаге) или не меньше (при отрицательном шаге), то выполняется тело цикла В противном случае осуществляется выход из цикла, и выполняется оператор, следующий за ключевым словом NEXT 4.Если не произошёл выход из цикла, значение параметра изменяется на величину шага, и повторяется п.3

Оператор с неизвестным числом повторений DO…LOOP и WHILE…WEND Итерационные циклы делятся на 2 типа: цикл с предусловием и постусловием. В циклах с предусловием осуществляется проверка условия цикла, а потом, если оно истинно, выполняется тело цикла. Условие Тело цикла ДА … НЕТ

WHILE WEND Операторы цикла с предусловием Оператор 1 Оператор 2 DO UNTIL LOOP Оператор 3 DO WHILE LOOP Если используется ключевое слово UNTIL, цикл будет выполняться только тогда, когда условие имеет значение «ложь», если WHILE цикл будет выполняться только тогда, когда условие имеет значение «истина».

Примеры использования цикла с предусловием WHILE S < 10 PRINT S WEND Пояснение: пока S < 10, то значение S печатаем WHILE WORD$ CLASS INPUT «Введите пароль»; WORD$ WEND PRINT «Правильно! Вы допущены к работе» 1) 2) Пояснение: пока введённый пароль не совпадёт со словом CLASS, выхода из цикла нет

Операторы цикла с постусловием В циклах с постусловием выполнение тела цикла предваряет проверку условия, поэтому он непременно выполняется хотя бы один раз. Это делает его источником труднообнаружимых ошибок при невнимательном использовании; кроме того, его использование действительно оправдано в достаточно редких случаях. Тело цикла Условие НЕТ ДА … Оператор 1 DO LOOP UNTIL Оператор 2 DO LOOP WHILE

Цикл с несколькими параметрами Бывает, что при попытке выполнить задание с помощью оператора цикла выясняется, что изменяется не одна, а две или три величины. В этом случае, если вы можете установить между ними зависимость, следует использовать следующие правила: 1.определить, какие же величины изменяются, и обозначить их буквами 2. назначить одну из этих величин независимым аргументом 3. определить закономерности, связующие изменяющиеся величины, и выразить эти величины через независимый аргумент 4. написать программу с оператором цикла, основным параметром которого будет независимый аргумент, а в командах тела цикла, на месте других изменяющихся величин, необходимо подставить их выражения через этот независимый аргумент.

Вложенные циклы В предыдущем разделе мы рассматривали случаи, когда в цикле изменяются несколько величин, но их можно выразить друг через друга. Сейчас мы рассмотрим ситуацию, когда изменяются несколько независимых величин. FOR = TO STEP NEXT

Случайные числа Для создания какой-либо последовательности случайных чисел служат показания встроенного в компьютер таймера. Чтобы инициировать процесс генерации последовательности случайных чисел используется оператор RANDOMIZE TIMER Затем, чтобы получить из этой последовательности какое-либо значение, мы должны использовать оператор RND (N), который выдаёт случайное число от 0 до 1. Минимальное полученное число 0, , а максимальное 0, В качестве N может служить любое целое или действительное число. Этот параметр также влияет на выбор компьютером случайных чисел. Пример: RANDOMIZE TIMER X = RND(1) PRINT X END

ASC(X$) - функция, переводит первый символ строки в ASCII-код Пример: ASC(A) = 65, ASC(BIT) = 66 CHR$(X) - функция, переводит ASCII-код X в символ Пример:CHR$(67) = C CHR$(68) = D HEX$(X) - функция, переводит число X в шестнадцатеричную запись цифр (не в число!). Пример:HEX$(20) = 14 HEX$(35) = 23 OCT$(X) – функция, переводит число в восьмеричную запись цифр (не в число!). Пример:b = 10 OCT$(b) = 12 OCT$(25) = 31 INKEY$ - возвращает символ, считанный с клавиатуры Операция конкатенации строк : BO + ДА = ВОДА

INSTR(N, X$, Y$) – функция, выполняет в строке X$ поиск подстроки Y$ с позиции N(необязательный параметр). Пример:a$ = клавиатура, b$ = тур INSTR (a$,b$) = 7 INSTR (4, a$, a) = 6 LCASE$(X$) – преобразует все буквы строки X$ в строчные Пример: a$ = Бим - Бом LCASE$(a$) = бим - бом UCASE$(X$) – преобразует все буквы строки X$ в прописные Пример: a$ = Бим - Бом UCASE$(a$) = БИМ - БОМ LEFT$(X$, N) – функция, выделяет N левых символов строки X$ Пример: a$ = паровоз LEFT$(a$,3) = пар LEFT$(сокол, 3) = сок

RIGHT$(X$, N) – функция, выделяет N правых символов строки X$ Пример: a$ = паровоз LEFT$(a$,3) = воз LEFT$(вода, 2) = да LEN(X$) – функция, возвращает длину строки X$ Пример:a$ = дискета LEN(a$) = 7 LEN(экран) = 5 MID$(X$, Y, Z) – функция, выделяет часть строки X$ из Z символов c позиции Y, если Z не указано, то выделяются все оставшиеся символы. Пример:a$ = сокол MID$(a$, 2, 3) = око MID$(сокол, 3) = кол VAL(X$) – функция, переводит строку X$ в десятичное число. Символьная переменная должна иметь правильное представление десятичного числа. a$ = 15 bit Пример: VAL(a$) = 15 VAL(ABC 5) = 0

MID$(X$, Y,Z,)=F$ - оператор, который заменяет Z символов с позиции Y в строке X$ символами строки F$. Пример:a$ = класс MID$(a$,2, 3) = оло A$ = колос SPACE$(X) – функция, возвращает строку пробелов. Пример:SPACE$(5) = (пять пробелов) STR$(X) – функция переводит число в строку. Пример:b = 10 STR$(b) = 10 (с лидирующим пробелом) STRING$(N, K или X$) - функция возвращает строку длины N из символов с кодом К или первым символом заданной строки X$ Пример:STRING$(3, A) = AAA STRING$(5, 65) = AAAAA

Массивы Массив – это набор однотипных данных (чисел, символов, слов), которые хранятся в одном месте памяти компьютера в упорядоченных по номерам ячейках. Массив имеет: - Имя - Тип (%- целочисленный, $ - символьный, без знака – вещественный) - Размерность – количество элементов - Индекс – номер элемента Каждый элемент массива в общем виде описывается как В(I), где В - имя массива I – номер или индекс элемента массива

Если адрес элемента массива определяется одним индексом, то такой массив называется одномерным. Массивы бывают и многомерными. Примеры: Трёхмерный массив (координата точки в пространстве) Одномерный массив (координата точки на числовой прямой) Двумерный массив (координата точки на плоскости)

Перед тем как начать работать с массивом, нужно зарезервировать для него место в памяти. Для этого имеется оператор DIM (от английского слова dimention –объём, величина, размер, измерить) Пример. DIM А(10) Обычно говорят, что зарезервировано место под 10 элементов массива А, однако в самом деле резервируется 11, т.к. нумерация ячеек начинается с 0. Но так как нам привычнее начинать считать с 1, то первая («нулевая») ячейка просто-напросто не используется. Способы заполнения одномерных массивов С клавиатуры INPUT N =, N DIM M(N) FOR I = 1 TO N INPUT M(I) NEXT I Заранее известными значениями DATA 23, -13, 9.8, 77, 45 DIM M(5) FOR I = 1 TO 5 READ M(I) NEXT I При помощи стандартных функций RANDOMIZE TIMER INPUT «N=»; N DIM M(N) FOR I = 1 TO N M(I) = INT(RND(1)*100) NEXT I Непосредственное присваивание значений элементам DIM D(3) D(1)=12.6 D(2)=5.96 D(3)=98

Процедурой называется часть программы, реализующая вспомогательный алгоритм и допускающая многократное обращение к ней из различных мест основной программы. процедура-функция FUNCTION…END FUNCTION FUNCTION имя [ список ][STATIC] [ операторы ] имя = выражение [операторы] END FUNCTION Параметры: -имя объявляет имя функции -список – это список разделённых запятой аргументов – формальных параметров, которым из основной программы передаются и присваиваются значения аргументов – фактических параметров - атрибут STATIC указывает, что переменные являются локальными в функции и сохраняются между её вызовами. -Запись имя = выражение возвращает значение функции, присвоенное её имени

Процедуры Оператор SUB…END SUB выделяет начало и конец процедуры. Синтаксис: SUB имя [ (список) ] [STATIC] [ операторы ] [EXIT SUB] [ операторы ] END SUB - имя – глобальное имя процедуры, ограниченное длиной в 40 символов - список – список, разделённых запятыми имён переменных, передаваемых процедуре при её вызове. В операторе предусмотрен альтернативный выход с помощью EXIT SUB. В отличие от процедуры-функции FUNCTION имя процедуры SUB не может быть использовано в выражениях. Процедуры могут быть рекурсивными, т.е. могут вызывать сами себя. Вызов процедуры SUB…END SUB выполняется оператором CALL. Синтаксис 1:CALL имя процедуры [(список аргументов)] Синтаксис 2:имя процедуры [список аргументов]