1 МОУ «Лингвистическая гимназия 23 имени А. Г. Столетова». Подтекст как средство воплощения авторского замысла в творчестве А. П. Чехова. Выполнила: ученица X класса «Б» Выполнила: ученица X класса «Б» Сосенкова Екатерина. Сосенкова Екатерина. Научный руководитель: Научный руководитель: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы Крейнович Зоя Юрьевна. Крейнович Зоя Юрьевна.Владимир 2010 г.
2 Творчество А. П. Чехова
3 Как при помощи подтекста автор может передать свой замысел? Как при помощи подтекста автор может передать свой замысел? Какую роль играет композиция в создании подтекста? Какую роль играет композиция в создании подтекста? Какими художественными приёмами пользовался писатель, чтобы наиболее полно воплотить свой замысел? Какими художественными приёмами пользовался писатель, чтобы наиболее полно воплотить свой замысел?
4Подтекст 1) Подтекст - внутренний, скрытый смысл какого- либо текста, высказывания. (Ефремова Т. Ф. «Толковый словарь»); 1) Подтекст - внутренний, скрытый смысл какого- либо текста, высказывания. (Ефремова Т. Ф. «Толковый словарь»); 2) Подтекст - внутренний, скрытый смысл текста, высказывания; содержание, которое вкладывается в текст чтецом или артистом. ( Ожегов С. И. «Толковый словарь»); 2) Подтекст - внутренний, скрытый смысл текста, высказывания; содержание, которое вкладывается в текст чтецом или артистом. ( Ожегов С. И. «Толковый словарь»); 3) Подтекст - в литературе (преимущ. в художественной)- скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, который восстанавливается на основе контекста с учётом ситуации. («Энциклопедический словарь»). Подтекст - скрытый смысл текста.
5 « Известные слова Астрова у карты Африки в финале «Дяди Вани» («А должно быть, в этой самой Африке теперь жарища - страшное дело!») не смогут быть поняты в их потаённом смысле, если читатели, зрители не увидят драматического состояния Астрова… Психологический подтекст Психологический подтекст этих слов должен стать этих слов должен стать ясным лишь в «контексте» предшествующего душевного состояния Астрова…»
6 « Чеховский подтекст отражает скрытую, подспудную, дополнительную энергию человека. Читается чеховский подтекст хорошо, свободно, не по произволу интуиции, а на основе логики действия героя и учёта всех сопутствующих обстоятельств». С. Заманский. С. Заманский.
7 «В заглавиях Чехова обозначен не только объект изображения («Человек в футляре»), но и передан угол зрения автора, героя, рассказчика, от лица которого ведётся повествование. В названиях произведений нередко намечается совпадение (или расхождение) авторской оценки изображаемого и оценки его рассказчиком». М. Семанова. М. Семанова.
8«Попрыгунья» «Здесь выведен русский учёный, который так изумительно скромен, что даже его жена, суетная, мелко честолюбивая женщина, вечно льнувшая ко всяким знаменитостям, и та до самой его смерти не могла догадаться, что он-то и есть знаменитость, герой…» К. Чуковский. К. Чуковский.
9 «Деталь в произведениях Чехова не связана с характерным в явлении «здесь, сейчас» - она связана с другими, более далёкими смыслами «второго ряда» художественной системы». «Деталь в произведениях Чехова не связана с характерным в явлении «здесь, сейчас» - она связана с другими, более далёкими смыслами «второго ряда» художественной системы». А. Чудаков. А. Чудаков. Кадр из к/ф «Попрыгунья»
10 Особенности композиции, связанные с ролью подтекста. З аглавие произведения заключает в себе часть скрытого смысла; З аглавие произведения заключает в себе часть скрытого смысла; Сущность образов главных героев не раскрывается до конца, остаётся в «сфере текста»; Сущность образов главных героев не раскрывается до конца, остаётся в «сфере текста»; Подробное описание незначительных на первый взгляд деталей, ведущих к созданию подтекста; Подробное описание незначительных на первый взгляд деталей, ведущих к созданию подтекста; Отсутствие прямого заключения в конце произведения, дающее возможность читателю самому делать выводы. Отсутствие прямого заключения в конце произведения, дающее возможность читателю самому делать выводы.
11 «У Чехова свой принцип описания человека, сохранявшийся при всех жанровых вариациях повествования в отдельном рассказе, во всей массе рассказов и повестей, образующих повествовательную систему». М. Громов. «У Чехова свой принцип описания человека, сохранявшийся при всех жанровых вариациях повествования в отдельном рассказе, во всей массе рассказов и повестей, образующих повествовательную систему». М. Громов.
12 «Молчаливое, безропотное, непонятное существо, обезличенное своею кротостью, бесхарактерное, слабое от излишней доброты, глухо страдало где- то там у себя на диване и не жаловалось». «Молчаливое, безропотное, непонятное существо, обезличенное своею кротостью, бесхарактерное, слабое от излишней доброты, глухо страдало где- то там у себя на диване и не жаловалось». Доктор Дымов
13 Итоговая таблица. I. Роль подтекста в произведениях Чехова 1. Чеховский подтекст отражает скрытую энергию героя. 2. Подтекст раскрывает внутренний мир героев. 3. С помощью подтекста писатель пробуждает определенные ассоциации и дает право читателю по- своему понять переживания героев, делает читателя соавтором, будит воображение При наличии элементов подтекста в заглавиях читатель угадывает авторскую высоту понимания происходящего в произведении.
14 II. Особенности композиции чеховских произведений, помогающие в создании подтекста Заглавие заключает в себе часть скрытого смысла. 2. Сущность образов героев не раскрывается до конца, а остается в «сфере текста». 3. Подробное описание мелких деталей в произведении является способом создания подтекста и воплощения авторской идеи. 4. Отсутствие прямого заключения в конце произведения, дающее возможность читателю самому делать выводы. III. Основные художественные приемы в творчестве Чехова, способствующие созданию подтекста. 1. Сравнение как способ воплощения авторского замысла. 2. Специфические, меткие эпитеты.
15