Проект «Разработка и апробация механизмов и методического инструментария управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях на основе системы показателей и индикаторов (на примере пилотных регионов)» мая 2007 г. ПОДХОДЫ К ИНДИКАТИВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ СИСТЕМОЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ( на примере системы образования Чувашской Республики )
Контекстные показатели Условия осуществления образовательного процесса Результаты образовательного процесса Факторы, через изменение которых можно управлять системой, отражаются в индикаторах, которые делятся на индикаторы результатов индикаторы результатов индикаторы условий индикаторы условий Контекст Контекст Ресурсы Ресурсы Ресурсы, обеспечивающие образовательный процесс Необходимо определение и закрепление зон ответственности (показатели качества образования) Необходимо определение и закрепление зон ответственности (показатели качества образования) за региональным, муниципальным и школьным уровнями управления!!!
Соответствие нормативным требованиям Необходимо приведение и нормирование значений ключевых показателей!!! Необходимо приведение и нормирование значений ключевых показателей!!!
Основные функции: Надзор и контроль Аккредитация и лицензирование образовательной деятельности Инспектирование, работа с жалобами и обращениями граждан Координация деятельности по оценке качества образования Модель региональной службы по надзору и контролю в сфере образования в Чувашии предполагает наличие специального уполномоченного органа исполнительной власти по надзорно- контрольной деятельности, являющегося координационным центром системы оценки качества образования в регионе. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Система оценки качества образования Чувашской Республики СИСТЕМА ОЦЕНКИ Заказчики и потребители информации о качестве образования Органы управления образованием БИЗНЕС СЕМЬЯ ГОСУДАРСТВО Образовательные программы Образовательные учреждения Индивидуальные достижения обучающихся Мониторинг и оценка состояния и развития региональной и муниципальных образовательных систем Лицензирование и аккредитация образовательных учреждений Аттестация педагогических и руководящих кадров Аттестация учащихся Мониторинг индивидуальных достижений учащихся и индивидуальных образовательных траекторий выпускников школ Целевые нерегулярные исследования Глава исполнительной власти Чувашской Республики Служба по надзору и контролю в сфере образования Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики Система образования Чувашской Республики ОБЪЕКТЫ ОЦЕНКИ
Характеристика образовательных учреждений и территориальных систем по комплексу ключевых индикаторов Образовательное учреждение Муниципальная мониторинговая служба Республиканская мониторинговая служба Информационная основа База данных значений ключевых показателей и индикаторов по школе База данных значений ключевых показателей и индикаторов по муниципалитету База данных значений ключевых показателей и индикаторов по республике Отчётность Формат Сводная таблица значений индикаторов по школе Сводная таблица значений индикаторов по муниципалитету в разрезе школ Результат обобщения - Сводные данные значений индикаторов по Чувашии и в разрезе муниципалитетов Сроки в район - к 20 января в ЦНОТ - к 1 февраля публикация - 15 февраля Аналитический материал Формат Информация о состоянии и развитии образовательного учреждения Информация о состоянии и развитии образовательной сети муниципалитета (города) Кадастр ОУ и муниципальных образовательных систем Чувашии: условия осуществления образовательного процесса и результаты Сроки в район и в ЦНОТ - к 1 марта в ЦНОТ - к 1 марта публикация - 1 апреля
4 5 6 республиканские и городские муниципальные ОУ инновационного типа, лицеи и гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов крупные (число учащихся – от 641 и выше) городские школы, все городские ресурсные центы, не вошедшие в первый кластер небольшие городские школы (до 640 учащихся), не имеющие статуса ресурсного центра, в том числе спортивные, кадетские школы, негосударственные ОУ крупные сельские общеобразовательные школы (число учащихся – 201 и выше), в том числе сельские ресурсные центры независимо от числа учащихся сельские базовые школы и средние по размеру (более 200 учащихся) сельские общеобразовательные школы малые сельские школы без статуса базовой и ресурсного центра (от 101 до 200 учащихся) и малокомплектные сельские школы (до 100 учащихся) Городские 1 Сельские 2 3 Типология школ по комплексу контекстных факторов
республиканские и городские муниципальные ОУ инновационного типа, лицеи и гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов крупные (число учащихся – от 641 и выше) городские школы, все городские ресурсные центы, не вошедшие в первый кластер небольшие городские школы (до 640 учащихся), не имеющие статуса ресурсного центра, в том числе спортивные, кадетские школы, негосударственные ОУ крупные сельские общеобразователь ные школы (число учащихся – 201 и выше), в том числе сельские ресурсные центры независимо от числа учащихся сельские базовые школы и средние по размеру (более 200 учащихся) сельские общеобразователь ные школы выпускников школ шестого кластера - малые сельские школы без статуса базовой и ресурсного центра (от101 до 200 учащихся) и малокомплектные сельские школы (до 100 учащихся)
Варианты дальнейших маршрутов выпускников 11 класса (2006 год) школ по кластерам 49,0% 27,2% 22,9% 29,6% 21,5% 16,4% Доля поступивших в ВУЗы на бюджетной основе
Что мы ждём от нового проекта: отработка модели управления (контекст-ресурс-результат) системой обеспечения качества образования на разных уровнях; отработка модели управления (контекст-ресурс-результат) системой обеспечения качества образования на разных уровнях; определение и закрепление зон ответственности (показатели качества образования) за региональным, муниципальным и школьным уровнями управления; определение и закрепление зон ответственности (показатели качества образования) за региональным, муниципальным и школьным уровнями управления; приведение и нормирование значений ключевых показателей; приведение и нормирование значений ключевых показателей; оптимизация перечня индикаторов через разделение управленческого и исследовательского аспектов проблемы; оптимизация перечня индикаторов через разделение управленческого и исследовательского аспектов проблемы; разработка и применение инструментария по оценке степени освоения общих компетенций и уровня социализации выпускников; разработка и применение инструментария по оценке степени освоения общих компетенций и уровня социализации выпускников; разработка методического инструментария управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях на основе системы показателей и индикаторов разработка методического инструментария управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях на основе системы показателей и индикаторов
С.А. Боченков, начальник отдела оценки качества образования ГУ «Чувашский Республиканский центр новых образовательных технологий»