Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Западный ДС «Ромашка» Судиславского муниципального района Костромской области Проектирование предметной пространственной развивающей среды детского сада в соответствии с ФГТ Заведующий ДОУ Коптева Е.А.
Е.И. Тихеева «Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом на которую обстановка не оказывала влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира»
Развивающая предметная среда детства - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребёнка и его личности Предметно развивающая среда в ОУ, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 20 июля 2011 г. N 2151 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ФГТ представляют собой совокупность семи групп требований: требования к кадровому обеспечению требования к материально-техническому обеспечению требования к учебно-материальному обеспечению требования к медико-социальному обеспечению требования к информационно-методическому обеспечению требования к психолого-педагогическому обеспечению требования к финансовому обеспечению
Согласно п требований при создании предметно – развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами
Принцип информативности предполагает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением
Принцип вариативности определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями
Принцип полифункциональности предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды
Пространство группы условно разделено на три зоны Зону для спокойной деятельности Зону для деятельности связанной с активным движением, возведением крупных построек Рабочую зону
РАБОЧАЯ ЗОНА Пространство зоны: легкие столы или общий стол -трансформер. Передвижная двусторонняя доска (на колёсиках). На собственных границах зоны, на стеллажах: для познавательно – исследовательской деятельности – объекты для экспериментирования (в том числе песок–вода), образно-символические и нормативно- знаковые материла для продуктивной деятельности – изобразительные, бросовые материалы. Настольные конструкторы. Рабочая зона Пространство зоны: легкие столы или общий стол -трансформер. Передвижная двусторонняя доска (на колёсиках). На собственных границах зоны, на стеллажах: для познавательно – исследовательской деятельности – объекты для экспериментирования (в том числе песок – вода), образно-символические и нормативно- знаковые материла для продуктивной деятельности – изобразительные, бросовые материалы. Настольные конструкторы;
Спокойная зона Пространство зоны: небольшой ковёр, лёгкие банкетки или диван-трансформер, один- два лёгких столика. На собственных границах зоны, на стеллажах: для чтения художественной литературы – подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями; для познавательно- исследовательской деятельности – книги познавательного характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно- символические и нормативно-знаковые материалы; для игровой деятельности – настольные игры с правилами, наборы для сюжетной режиссерской игры.
Активная зона Пространство зоны: ковёр (небольшой, легко перемещающийся или убирающийся – по ситуации). На собственных границах зоны, на стеллажах и легких столах: для сюжетной игры – игрушки разных сюжетообразующих типов, в том числе напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты; для продуктивной деятельности – крупные напольные конструкторы.
Принцип трансформируемости обеспечивает возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства
Принцип интеграции образовательных областей позволяет материалы и оборудование для одной образовательной области использовать в ходе реализации целей и задач других областей
Принцип педагогической целесообразности позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно- развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка
В соответствии с п Требований, предметно развивающая среда образовательного учреждения должна способствовать реализации основных направлений развития Физическому Социально – личностному Познавательно – речевому Художественно - эстетическому
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Физкультурный уголок Спортивный комплекс Мини стадион Уголок здоровья Минитренажрный зал
СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ Центр сюжетно – ролевой игры Уголок ряжения Театральная студия Уголок «уединения» («шептунчики») Различные подиумы с занавесками Разнообразные виды театров
ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Центр грамотности, куда включается книжный уголок и все игры и оборудованием для развития речи и подготовки ребёнка к освоению чтения и письма Центр науки, куда входит уголок природы, место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами Центр математики (игротека) Различные виды театров
Художественно – эстетическое развитие Центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности, музыкальной, театрально – художественной деятельности Различные виды театров Различные подиумы с занавесками Мини сцена
Желаем творческих успехов !