Цель урока: сформировать умение видеть фонетические явления в слове. Тема урока: Фонетический портрет слова Ф Ф Ф О О
Секреты согласных Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое… Тихо. Не может быть тише. Слышно, как всходит трава. Ночь тишину лишь колышет, Сладкие шепчет слова. В. Мордань [ф] [т] КАКИЕ ЗВУКИ ПОМОГАЮТ СОЗДАТЬ ОБРАЗ МЯГКОЙ НОЧИ? ? ?
ЗВУКОПИСЬ Звукопись - искусная фонетическая организация речи … аллитерацияассонанс
Памятка «Работа в парах» 1) Прочитайте учебный материал друг другу через абзац. 2) Ответьте друг другу на вопросы о звукописи по плану (через вопрос), в случае затруднения ответ прочитайте в учебнике: - Что такое звукопись? - Какой приём звукописи называется аллитерацией? - Какой приём звукописи называется ассонансом? - Чего достигает поэт, используя приёмы звукописи? - Какой становится стихотворная речь с использованием приёмов звукописи? 3) Запишите пример звукописи в тетрадь, сделав вывод по образцу: [ст], [ст], [ст], [ст], [ст] - слышим стук колёс. 4) Дайте друг другу связный ответ (по очереди) о звукописи по плану
Аллитерация? Ассонанс? Какие звуки передают бег ручейка? Проверим? Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… Ф. Тютчев
Аллитерация? Ассонанс? Какие звуки чаще использованы поэтом? Согласные? Гласные? Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе. Свеча горела… Б. Пастернак Проверим?
Фонетический практикум …Тя…кой тучей Отряды конницы летучей, Браздами, саблями звуча, Сш…баясь, рубят(?)ся сплеча. Проверим?
1.Внимательно прочитать слово 2. Определить, какие одинаковые или сходные звуки преобладают в слове. 3. если если Согласные Гласные Аллитерация Ассонанс Алгоритм:
Проверь себя! Бросая груды тел на груду, Шары чугунные повсюду Меж ними прыгают, разят, Прах роют и в крови шипят. Проверим? Создайте фонетический портрет слова.
Секреты согласных Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое… [т], [х], [ш], [ф], [ч], [к] ОБРАЗ МЯГКОЙ НОЧИ
Аллитерация? Ассонанс? Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… б Б б б б Б Что помогает передать поэту звук [Б]?
Аллитерация? Ассонанс? Что помогает передать поэту гласный звук [Е]? Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе. Свеча горела… Б. Пастернак е ееее еее е е е е е
Фонетический практикум …Тя…кой тучей Отряды конницы летучей, Браздами, саблями звуча, Сш…баясь, рубятся сплеча. жи
Проверь себя! Картина боя: скрежет металла, свист пуль, пушечные ядра прыгают и, падая в лужи крови, шипят. [Бр], [гр], [гр] – рычащие звуки [Ш], [ч], [фс] – шипение [Пр], [р] – рычащие [Пр], [р], [пр], [р], [кр], [шп] – рычащие и шип. [ а], [ а] – крик души человека
Учитесь в малом видеть великое! СПАСИБО ЗА РАБОТУ!