Жизнь и творчество Феофана Грека. Подготовила: Подготовила: ученица 7 «А» класса ученица 7 «А» класса Белякова Анна. Белякова Анна.
План. Биография. Техника выполнения работ. Фреска. Святые Феофана Грека. Заключительное слово.
Биография. ФЕОФАН ГРЕК (ок после 1410), греческий художник, много работавший на Руси; наиболее значительный из всех когда-либо живших греческих живописцев. В 70 -х годах 14 века приехал в Новгород. Первая из сохранившихся работ на русской земле – роспись церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде
Техника выполнения работ Феофан грек вышел из традиций ранней палеологовской художественной культуры. Он не любит ярких, пёстрых красок. Его гамма очень скупа и сдержанна, приближается порой к монохромной. Он даёт фигуры на серебристо- фиолетофых и серовато-голубых фонах. Лики- оранже-коричневого тона, одеяния он окрашивает в бледно-жёлтые, жемчужно-белые, серебристо-зелёные тона
Фрески Во фресках Феофана каждая фигура живёт обособленной жизнью. Изображаемая чаще всего во фронтальной позе, она имеет в себе, что-то резкое, порывистое. Его творчеству присуще асимметричная расстановка фигур, чередование фигур с полуфигурами и многофигурными сценами.
. По сравнению с благостной гармонией искусства Андрея Рублева (которого, как одного из младших сотрудников Феофана по созданию иконостаса Благовещенского собора, с полным правом можно считать его учеником) стиль греческого мастера беспокоен и суров. Стиль этот как бы открывает благочестивому «умному зрению» не идеальные цели, а сам процесс молитвенно-аскетического «духовного делания», не самоуглубленный покой, взыскующей высших, «горних» истин. Иоанн Предтеча
Святые Феофана Грека Они отличаются индивидуальными характеристиками. Его Ной, Мельхиседек, Акакий, Агафон, Макарий Египетский – все эти образы воспринимаются как портреты, портреты чисто реалистического толка. Но святым Феофана присуще одна общая черта – суровость.
. Заключительное слово Письмо Епифания Премудрого архимандриту тверского Спасо- Афанасиева монастыря Кириллу (ок. 1415) : «Когда я жил в Москве, там проживал и преславный мудрец, философ зело хитрый Феофан, родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал много различных церквей каменных, какие имеются по городам: в Константинополе и Халкидоне, и в Галате (квартал Константинополя) и в Каффе (ныне Феодосия), и в Великом Новгороде, и в Нижнем (Новгороде)… в Москве им расписаны три церкви. Эти слова ярко свидетельствуют о том необычном, новаторском впечатлении, которое производило на Руси и искусство Феофана и сама его творческая личность: ведь он, впервые в древнерусском обиходе названный не только «изографом» (т. е. собственно художником), а «философом»