Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Функции ученического самоуправления Самоактивизация – приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению управленческой проблемы, вовлечение учащихся в управление новыми сферами деятельности. Организационное саморегулирование – устойчивое влияние актива на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру. Коллективный самоконтроль – самоанализ органами самоуправления и поиск более эффективных путей решения управленческих задач.
Три уровня системы школьного самоуправления: Классное ученическое самоуправление; Школьное ученическое самоуправление; Школьное соуправление
Структура классного ученического самоуправления По видам деятельности: Познавательная; Художественно-эстетическая; Спортивно-оздоровительная; Трудовая; Шефская; Информационная и т.п. Система временных органов самоуправления: «Советы дел», создающиеся под конкретные дела и проблемы класса.
Классное собрание Совет класса Штаб Комиссия Рабочие органы СоветГруппа
Варианты системы органов самоуправления в классе: 1. 1.«Город». Его подразделения: Мэр; Вице-мэр (староста, председатель учкома, председатель совета и т.п.); Отдел культуры; Отдел труда; Отдел спорта; Отдел науки; Отдел рекламы и пр. 2. «Дума». Её подразделения: Председатель; Спикер (староста, председатель учкома, председатель совета и пр.); Комитет знаний; Комитет порядка; Комитеты труда, спорта, культуры, печати и др.
Структура школьного ученического самоуправления Собрание учащихся школы Совет учащихся Совет старшеклассников (среди уч-ся 9-11 классов) Временные органы - Советы дел
1. 1.«Республика». Её подразделения: Президент; Парламент; Совет республики; Города- классы, в каждом городе – мэр «Школьная дума». Её подразделения: Глава думы; Министерства культуры, печати, информации, образования, спорта, труда; Министерство по связи с учителями; Министерство по связи с родителями; Младшее министерство. Варианты системы органов общешкольного самоуправления:
«Племя». Его подразделения: Вождь; Совет племени; Совет старейших; Совет мудрейших; Родовые общины – классы, в каждом общине – глава рода или старейшина. «Завод». Его подразделения: Директор завода; Цеха; Бригады; Отдел технического контроля; Конструкторское бюро; Профсоюзный комитет и др.
Школьное соуправление Совет школы Совет учащихся, педагогов, родителей Председатели самоуправляемых коллективов
ПРОГРАММА активизации и развития ученического самоуправления через бизнес-игру «Путь к успеху» Материал лицея 8 г. Ставрополя, призера 1-го Всероссийского конкурса моделей ученического самоуправления
Цель: развитие и активизация ученического самоуправления Задачи: Развитие организаторских навыков; Формирование у школьников активной жизненной позиции; Развитие таких качеств как самостоятельность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, аккуратность ведения документации; Воспитание у уч-ся способности работать в команде; Развитие практических навыков уч-ся в области экономики; Усиление демократических начал в управлении образовательным учреждением.
Девиз игры: «Приобретешь в игре, пригодится в жизни» Участники: учащиеся 5 – 11 классов Условия организации бизнес-игры: Обучение уч-ся, педагогов, администрации правилам и методике игры; Наличие стимулов (материальных и моральных) для уч-ся, педагогическо-административного персонала; Расширение функциональных обязанностей кл. руководителей, административных работников; Организация учета и контроля итогов работы каждого уч-ся и класса-фирмы; Организация наглядной информации о ходе и результатах деятельности ученического самоуправления
Организационно-методические подходы активизации ученического самоуправления Класс – самостоятельный субъект – фирма Администрация фирмы: директор, менеджеры, бухгалтер-кассир, секретарь референт, магистр группы экстренного реагирования – избирается сроком на 1 год путем тайного голосования Деятельность администрации фирмы подотчетна Совету директоров фирм Педагог-организатор – вице-президент Совета директоров – выполняет консультативные и направляющие функции Исполнительные службы: бюро занятости, рекламное агентство, координационный центр, банк, налоговая инспекция, управление имуществом, аудиторская служба, служба охраны порядка, арбитражный суд. Исполнительные службы:
Организация деятельности фирмы Выбор названия и девиза фирмы; Проведение выборов в администрацию фирмы; Разработка и утверждение Устава фирмы; Составление администрацией фирмы годового плана работы; Проведение плановых заседаний администрации фирмы (1 раз в месяц) по подведению итогов за прошедший период; Создание социальной программы фирмы; Выполнение классных и общешкольных работ.
Организационно-методическое сопровождение ученического самоуправления: Устав ОУ; Положение об ученическом самоуправлении; Положение о бизнес-игре – модели ученического самоуправления; Положение об общешкольной конференции; Положение о совете классных руководителей; Положение о попечительском совете ОУ.
Литература: Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа 5-11 классы. М.: «ВАКО», 2003, 272 с. Лизинский В.М. Педагогическое, родительское и ученическое самоуправление. М.: Центр «Педагогический поиск», 2005, 160 с. Нечаев М.П. «Методика создания и развития системы школьного самоуправления» // Методист 4/2006, с Прутченко А.С., Новикова Т.Г. «Бизнес-игра – модель ученического самоуправления» // Методист 4/2006, с
Автор: Татаринцева Ирина Валерьевна, методист информационно-методического центра отдела образования администрации городского округа город Буй