Электронный дидактический материал по русскому языку для учащихся классов «Подлежащее и способы его выражения» Цели: 1)расширение и углубление представления о подлежащем как главном члене, 2)совершенствование умения распознавать подлежащее. «Подлежащее и способы его выражения» Цели: 1)расширение и углубление представления о подлежащем как главном члене, 2)совершенствование умения распознавать ва_2010
Подлежащее одно слово Подлежащее -
Подлежащее это главный член двусоставного предложения; который называет то, о чем говорится в предложении В роли этого члена предложения может выступать как одно слово, так и словосочетание. это главный член двусоставного предложения; который называет то, о чем говорится в предложении В роли этого члена предложения может выступать как одно слово, так и
Подлежащее одно слово: 1) слова разных частей речи в предметном значении: существительное в И. п. местоимение-существиельное в И. п. прилагательное в функции существительного (субстантивированное) в И. п. причастие в функции существительного (субстантивированное) в И. п. наречие междометие 2) количественные числительные в количественном (непредметном) значении 3) инфинитив со значением действия или состояния ЗАДАНИЕ 1) слова разных частей речи в предметном значении: существительное в И. п. местоимение-существиельное в И. п. прилагательное в функции существительного (субстантивированное) в И. п. причастие в функции существительного (субстантивированное) в И. п. наречие междометие 2) количественные числительные в количественном (непредметном) значении 3) инфинитив со значением действия или состояния
Подчеркните подлежащее и укажите части речи: Бородатый оглянулся. Учиться дело нужное. Твои завтра мне надоели. По лесу разносилось «ау». Идет дождь. Сидящий поднял голову. Я люблю осень. Десять не делится на три без
Подлежащее фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание: (Подчеркните подлежащее, проверьте правильно ли указывают стрелки и над каждым предложением подпишите цифру) 1) конструкция структуры А с Б (И. п. существительного (местоимения) + с + Т. п. другого сущ. ) со значением совместности, если сказуемое стоит во мн. числе: 2) слово с количественным значением (колич. числит., сущ., наречие) + сущ. в Р. п.: 3) при обозначении приблизительного количества подлежащее может быть выражено словосочетанием без И. п.: 1) конструкция структуры А с Б (И. п. существительного (местоимения) + с + Т. п. другого сущ. ) со значением совместности, если сказуемое стоит во мн. числе: 2) слово с количественным значением (колич. числит., сущ., наречие) + сущ. в Р. п.: 3) при обозначении приблизительного количества подлежащее может быть выражено словосочетанием без И. п.: Прошло три года. Куча вещей скопилась в углу. У меня много работы. Брат с сестрой вернулись порознь До тысячи человек вмещается в этом зале. От пяти до десяти процентов студентов сдают сессию досрочно. Прошло три года. Куча вещей скопилась в углу. У меня много работы. Брат с сестрой вернулись порознь До тысячи человек вмещается в этом зале. От пяти до десяти процентов студентов сдают сессию
Подчеркните подлежащее-словосочетание. Определите какими частями речи оно выражено. Быть грамотным престижно. Хотеть стать грамотным естественно. Трое из выпускников получили золотые медали. Самый умный из учеников не смог решить эту задачу. Быть грамотным престижно. Хотеть стать грамотным естественно. Трое из выпускников получили золотые медали. Самый умный из учеников не смог решить эту задачу. 4) конструкция структуры А из Б (слово именной части речи в И. п. + из + существительное в Р. п. ) с выделительным значением: 5) инфинитив + инфинитив / имя (объем такого подлежащего совпадает с объемом составного глагольного или составного именного сказуемого 4) конструкция структуры А из Б (слово именной части речи в И. п. + из + существительное в Р. п. ) с выделительным значением: 5) инфинитив + инфинитив / имя (объем такого подлежащего совпадает с объемом составного глагольного или составного именного
Подлежащее - ?? Впадать в истерику на ровном месте было его любимым занятием. У него золотые руки. (Подчеркните подлежащее, указав чем оно выражено) Впадать в истерику на ровном месте было его любимым занятием. У него золотые руки. (Подчеркните подлежащее, указав чем оно
Фразеологизм Сломя голову От горшка два вершка К от в мешке ( С данными фразеологизмами составьте предложения) Сломя голову От горшка два вершка К от в мешке ( С данными фразеологизмами составьте
Тест. Определите подлежащее в предложениях. 1.Враги нам лучшие друзья... (А. Враги. Б. Друзья) 2. Что ветры мне и сине море? ( А. Ветры и море. Б. Что.) 3. О чём ты воешь, ветер ночной? ( А. Ветер. Б. Ты.) Тест. Определите подлежащее в предложениях. 1.Враги нам лучшие друзья... (А. Враги. Б. Друзья) 2. Что ветры мне и сине море? ( А. Ветры и море. Б. Что.) 3. О чём ты воешь, ветер ночной? ( А. Ветер. Б. Ты.)
@_МОУ_Барановская_СОШ_О.А.Зиновье ва_2010 В роли подлежащего выступает существительное в именительном падеже, а также любая часть речи, употреблённая в значении существительного. Определите часть речи подлежащего: 1.Солнце сияло. 2.Мы ехали по широкому лугу. 3.Каждый отправился в свою комнату. 4.Наши выиграли. 5.Никто не спал в эту ночь. 6.Сытый голодного не разумеет. 7.Присутствующие говорили о самых разных предметах. 8.Девять делится на три. 9.Семеро одного не ждут. 10.Завтра обязательно наступит. 11.Громкое ура прокатилось над площадью. 12.Учиться всегда пригодится. В роли подлежащего выступает существительное в именительном падеже, а также любая часть речи, употреблённая в значении существительного. Определите часть речи подлежащего: 1.Солнце сияло. 2.Мы ехали по широкому лугу. 3.Каждый отправился в свою комнату. 4.Наши выиграли. 5.Никто не спал в эту ночь. 6.Сытый голодного не разумеет. 7.Присутствующие говорили о самых разных предметах. 8.Девять делится на три. 9.Семеро одного не ждут. 10.Завтра обязательно наступит. 11.Громкое ура прокатилось над площадью. 12.Учиться всегда пригодится.
@_МОУ_Барановская_СОШ_О.А.Зиновье ва_2010 В роли подлежащего могут выступать цельные по значению словосочетания. Подчеркните подлежащее: Шли два приятеля вечернею порой. (словосочетание) Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак. (словосочетание ) Некоторые из них кинулись на Графскую пристань. (словосочетание) Около крыльца росли анютины глазки. (название) Открытая на первой странице "Война и мир" лежала на столе. (название) Балтийское море глубоко вдаётся в Европу. (название) В роли подлежащего могут выступать цельные по значению словосочетания. Подчеркните подлежащее: Шли два приятеля вечернею порой. (словосочетание) Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак. (словосочетание ) Некоторые из них кинулись на Графскую пристань. (словосочетание) Около крыльца росли анютины глазки. (название) Открытая на первой странице "Война и мир" лежала на столе. (название) Балтийское море глубоко вдаётся в Европу. (название)
@_МОУ_Барановская_СОШ_О.А.Зиновье ва_2010 Отметьте предложения, в которых подлежащее выражено: а) именем существительным в им. п.: б) местоимением (укажите разряд): в) любой (укажите, какой именно) частью речи в значении существительного: в) любой (укажите, какой именно) частью речи в значении существительного: г) инфинитивом: д) синтаксически неделимым словосочетанием или фразеологизмом: д) синтаксически неделимым словосочетанием или фразеологизмом:
@_МОУ_Барановская_СОШ_О.А.Зиновье ва_ Друзья, поглядите на карту нашей страны. 2. Большаков остановил машину и вылез из кабины. 3. Играй, гармонь! 4. Сыплет черемуха снегом Все сады цветут на этой земле. 6. Сам директор открыл собрание. 7. Эта девочка очень упрямая. 8. Мне подали письмо. 9. Две свечи мерцают слабо. 10. Оно горы золотило, золотило облака.
@_МОУ_Барановская_СОШ_О.А.Зиновье ва_ Все возвещало восход солнца. 2. Это было десять лет назад. 3. Вся граница на тысячу верст на мгновенье блеснула штыками. 4. Я не спеша вернулся к речке. 5. Это имя мне дорого. 6. Некоторые занимались ремеслами.. 7. Никто ничего не прятал у себя в карманах. 8. Нет, весь я не умру Журналист написал очерк, который был опубликован в газете. 10. Саша требователен к себе, что вызывает уважение товарищей.
@_МОУ_Барановская_СОШ_О.А.Зиновье ва_ Ближние уехали домой, а дальние собрались к ужину и ночлегу. 2. Танцующие теснились и толкали друг друга. 3. Грянуло громкое ура. 4. Десять делится на два. 5. Каждый может участвовать в конкурсе. 6. Надеюсь, что ваше завтра будет прекрасным. 7. Все три всадника ехали молчаливо. 8. Один из участников конференции выступил с докладом. 9. Много песен над Волгой звенело. 10. Утром его «хо-хо-хо» вдруг раскатилось по всем палатам.
@_МОУ_Барановская_СОШ_О.А.Зиновье ва_ Нарисовать это весьма просто. 2. О нем можно узнать из газет. 3. Слушать рассказы ветеранов очень интересно. 4. Вам никогда не узнать этого! 5. Встречаться с друзьями праздник для меня. 6. Наша задача беречь природу. 7. Беречь природу значит охранять Родину. 8. Останавливать работу не рекомендуется. 9. Рисовать с натуры мое любимое занятие. 10. Признать свою ошибку было бы лучше.
@_МОУ_Барановская_СОШ_О.А.Зиновье ва_ Весь поселок собрался на центральной площади. 2. Мать с сыном пошла гулять! 3. Мы с тобой пошли в лес за ягодами. 4. Несколько тачанок с грохотом промчались по селу. 5. Один из гостей произнес юбилейную речь. 6. У этой девочки было золотое сердце. 7. Я сам кляну свое рожденье. 8. Пять человек расселись около костра. 9. Около ста книг подарено библиотеке. 10. Много дров было припасено на зиму.
@_МОУ_Барановская_СОШ_О.А.Зиновье ва_2010 Главные члены предложения. Подлежащее. Подготовка к ЕГЭ. Вариант 1 Вариант 2