ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
1 2 Роль учителя в образовательных моделях 3
Учебный телекоммуникационный проект- совместная деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, направленную на достижение совместного результата. Проект – совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта/ теоретического продукта. Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.
Существует значимая проблема (интеграция знания, исследование). Есть значимость результата (теоретическая, практическая). Предполагается самостоятельная деятельность учащихся. Возможно структурирование (этапность) проекта. Используются исследовательские методы: - формулировка задач исследования; - выдвижение гипотез их решения; - обсуждение методов исследования; - обсуждение способов оформления результатов; - сбор, систематизация, анализ экспериментальных данных; - выводы. Результат – материальный продукт. Метод проектов целесообразно применять, если
Доминирующая в проекте деятельность Исследова- тельские Творческие Ролевые, игровые Информаци- онные Прикладные Типология проектов
МонопроектМежпредмет- ные Типология проектов Надпредмет- ные Предметно- содержательная область
ОткрытаяСкрытая Типология проектов Характер координации проекта
Внутришколь- ный РегиональныйМеждународ- ный Типология проектов Характер контактов
ЛичностныеПарныеГрупповые Типология проектов Количество участников
Продолжительность выполнения проекта Краткосроч- ные Средней продолжитель- ности Долгосрочные Типология проектов
I. Проблемно-целевой (предметная область, тема, цели, задачи, аннотация). тема II. Разработка сценария (варианты исследовательских проблем, выдвижение гипотез, планирование).выдвижение гипотез III. Практическая работа (сбор информации, аналитическая работа). IV. Предварительная защита (промежуточное обсуждение). V. Защита проекта (самооценка, оппонирование, экспертиза, выводы). Этапы проекта УчительХод работыУченик
Развитие критического мышления: - аналитическое; - ассоциативное; - логическое; - системное. Развитие творческого мышления: - пространственное воображения; - самостоятельный перенос знаний; - комбинаторные умения; - прогностические умения. Проектный метод направлен на …
Умения работать с информацией: отбирать нужную; анализировать; систематизировать и обобщать; выявлять проблемы; выдвигать обоснованные гипотезы их решения; ставить эксперименты; статистически обрабатывать данные; генерировать идеи; работать в коллективе; владеть культурой коммуникации. Проектный метод направлен на …
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений; характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы; рефлексия и самооценка учащихся (умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности). Оценивание результатов проектной деятельности
значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов выполненного проекта. Оценивание результатов проектной деятельности
1) помогает ученикам в поиске нужных источников; 2) координирует весь процесс; 3) поощряет учеников; 4) поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом. Функции учителя
Ставят цели и сами их реализуют Учатся работать в группах. Соотносят свои цели с задачами других Получают реальный продукт коллективной работы Самооценка Функции ученика
Весь проект (УМП) есть расширенный ответ на основополагающий вопрос (ОПВ). Цель УМП – ответ на ОПВ. ОПВ должен быть интересным для большинства учащихся. ОПВ должен мотивировать обучение. Учитывает возрастные особенности. Основополагающий вопрос
Лаконичность. Не имеет однозначного ответа. Не содержит специальной терминологии. Не может быть риторическим. Должен быть вопросительным предложением. Полезно употребление вопросительных слов: что, как, когда, где, почему УМП не может не иметь ОПВ. Основополагающий вопрос
Выбор темы исследования Выдвижение гипотез Поиск и предложение возможных вариантов решения Сбор материала Обобщение полученных данных Подготовка проекта (презентация, буклет, публикация) Защита проекта. Исследовательский проект
Не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности Четко определен результат и форма представления Оформление результатов требует четко продуманной структуры Творческий проект
Структура только намечается и корректируется до завершения работы Участники выступают в определенной роли Результаты конкретизируются в конце проекта Ролевой, игровой проект
Четко обозначен результат деятельности участников Результат практико-ориентирован Структура проекта детализирована Известна функция каждого участника Практико-ориентированный (прикладной) проект
Направлен на сбор информации об объекте Структура: цель, актуальность - источники информации - обработка информации - презентация Интегрируются в исследовательские Ознакомительно-ориентировочный (информационный) проект
В рамках одного предмета По наиболее сложной теме Структуризация по урокам Заранее планируется работа на каждом уроке по группам Монопроект
Выполняются во внеурочное время. Требуют квалифицированного координатора. Группы имеют четкие исследовательские задания. Хорошо продуманы формы промежуточных и итоговых результатов. Межпредметный проект
Индуктивное обобщение - метод проб и ошибок - поисковое исследование Дедуктивное рассуждение Данные связаны с гипотезой правилами дедуктивной логики - прогнозы - ЕСЛИ … ТО … Данные связаны с гипотезой правилами дедуктивной логики Альтернативные Формулирование гипотез
Мозговая атака/ мозговой штурм/ конференция идей (20-40 мин.) Мозговая атака Стратегии Диснея Морфологических ящиков Матрица идей Метод синектики Методы поиска новых идей
Метод получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени. Схема мозговой атаки: - подготовка; - формирование креативной группы; - процедура мозговой атаки; - критерии оценивания;критерии оценивания - заключение. Мозговой штурм (брейнсторминг)
++ очень хорошая, оригинальная; +- неплохая; 0 не удалось найти конструктива; НР невозможно реализовать; ТР трудно реализовать; РР реально реализовать; возможны сочетания этих значков. Критерии оценивания идей
Обоснуй выбор проблемы Каковы ее причины и последствия? Кого и почему это волнует? Как можно решить проблему? Что нужно сделать? В чем ценность результата? Какие трудности ты встретил? Источники информации. Что бы ты сделал не так? Оформление результатов (10 -11)
Опиши желаемую ситуацию. Что изменить в реальной ситуации? Обозначь цель и задачи. Запиши последовательность шагов. Опиши результат (по критериям учителя). Оцени полученный результат. Каковы причины успехов и неудач? Какую информацию нашел сам? Достиг ли ты цели? Оформление результатов (5 -7)
+ навыки самообразования и самоконтроля; + моделируется реальная технологическая цепочка: задача- результат; + навыки групповой деятельности; + индивидуальный подход; + интерес к познавательной деятельности Плюсы проектной деятельности
- возрастает нагрузка на учителя; - ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки); - психологические коммуникативные проблемы; - проблема субъективной оценки. Минусы проектной деятельности