Требования к современному уроку По материалам Марка Максимовича Поташника, действительного члена Российской академии образования, доктора педагогических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Требования к современному уроку Знание системы принципов дидактики- обязательная опора на них при проектировании, организации и осуществлении образовательной.
Advertisements

Особенности современного урока. А.П. Красильников, 1928 г. «Что такое хороший урок (педагогическое мастерство на основе рефлексологии и педагогики)»
Требования к современному уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения.
«Урок как форма педагогического сотрудничества» - педсовет – Выступление Архиповой И.А., заместителя директора по УВР: «ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ. «… «требования» носят, конечно же, не административный, не императивный, а именно методический, рекомендательный.
Разработка учебных занятий с учётом требований ФГОС к результатам обучения.
Методика анализа и самоанализа урока. Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его.
Современный урок в начальной школе © Склярова Оксана Валерьевна, 2011.
Требования к современному уроку. Поташник Марк Максимович- действительный член (академик) Российской академии образования, победитель Всероссийского конкурса.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. Требования к уроку. Типичные недостатки. Философия конструктивизма.
Педагогический совет: «Современный урок, какой он? Организация учебной деятельности в свете внедрения ФГОС второго поколения.»
Урок в соответствии с ФГОС Кулеш И.А. МОУ СОШ 13.
Дидактические требования к современному уроку Кафедра педагогических инноваций КОИРО.
Образование XXI века Требования к современному уроку 35 причин для беспокойства Свободное изложение мыслей М.М. Поташника, действительного члена.
Урок в соответствии с ФГОС. Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен.
Выполнила учитель немецкого языка МАОУ СОШ 25 Резник Т.И.
Диагностика профессионализма учителя. Ярко выражено Имеет место Понимание целей и задач, места учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития.
Требования к современному уроку По методическому пособию академика М.М. Поташника «Требования к современному уроку» (М.: Центр педагогического образования,
Методические приемы и подходы к уроку в условиях реализации ФГОС.
Учитель начальных классов Ткаченко Элеонора Константиновна.
Транксрипт:

Требования к современному уроку По материалам Марка Максимовича Поташника, действительного члена Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора

I. Общие подходы к проектированию урока 1. Стремление учителя самостоятельно разрабатывать поурочные планы (проекты) своих уроков 2. Знание системы принципов дидактики, их иерархии, связей и отношений; умение опираться на них при проектировании, организации и осуществлении образовательной деятельности на уроке 3. Точное (в закономерностях и принципах) и одновременно творческое (т.е. прежде всего - личностное) выполнять программно-методических требований к уроку 4. Знание каждым учителем типологии уроков и только обоснованный выбор типа урока, наилучшим образом соответствующий особенностям того или иного класса, темы, раздела Цель урокатип урокаструктура урокарасход времени на различных этапах урока 5. Использование игровой формы только в том случае, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока, не превалирует над сущностью учебного материала, не уводит в сторону от главных целей, не становится самоцелью, не умаляет значимости сути того, что должны изучить дети 6. Безусловный учёт обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся разных возрастов, классов, групп; учёт особенностей, интересов, склонностей, запросов учащихся 7. Стремление к поиску и по возможности формулирование кроме темы ещё и так называемого «имени» урока в виде яркого афоризма, крылатой фразы, поговорки и т.п., эмоционально выражающих в сжатом виде суть главной идеи урока 8. Специально спланированная (т.е. продуманная) деятельность учителя по обеспечению не только учебной, но и воспитательной функции урока, т.е. воспитание в процессе обучения

II. Общие подходы к целеполаганию урока Комплексное планирование задач урока по трём группам: 1. Педагогические цели: обучения, обязательно воспитания, развития и социализации личности, креативные, оздоровительные и др. – цели развития ребёнка 2. Цели развития образовательного процесса (для повышения качества этого процесса): диагностические, познавательные, исследовательские 3. Цели саморазвития учителя: профессионального личностного

III. Общие подходы к содержанию учебного материала урока 1. Обязательное выделение в содержании учебного материала объекта прочного усвоения, т.е. главного, существенного, и отработка на уроке именно этого материала 2. Продумывание и по возможности формулирование ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке 3. Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл изучаемого на уроке материала. Личностный смысл школы личностный смысл предмета личностный смысл урока 4. Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний о мире и с целью развития эрудиции школьников, а при необходимости и специальное (продуманное и обоснованное) осуществление учителем межпредметной координации учебного материала 5. Безусловное обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская только формального усвоения теоретических сведений. Осуществление перехода от человека знающего – к человеку знающему, понимающему и деятельному 6. Включение в содержание урока упражнения творческого характера по использованию полученных знаний в аналогичной (подобной, сходной), частично новой (изменённой) и полностью незнакомой ситуации

IV Общие подходы к способам организации учебной деятельности (методам, формам) 1. Только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения, исходя из знания системной классификации методов обучения сильных и слабых сторон каждого метода и учебных возможностей учащихся конкретного класса 2. Знание разных технологий развивающего обучения (Занкова, Эльконина-Давыдова, Фаизова, Ильясова, Кушкира, Эрдниева, Монтессоти, Штайнера, Френе и др.) и их только дифференцированное применение к разным классам или группам учащихся 3. Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности, обосновать выбранной формы обучения или сочетание форм 4. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных возможностей с акцентом на применении мер дифференцированной помощи школьникам с разным уровнем подготовки по предмету и отношения к учению (без существенного снижения сложности учебного материала) 5. Специально спланированная работа учителя по формированию надпредметных способов учебной деятельности (общеучебных умений) 6. Специально продуманная по отношению к некоторым учащимся работа учителя по мотивации их учебной деятельности с целью формирования у них и у всех учащихся устойчивой мотивации познания как одной их важнейших целей (и результатов) школы XXI века 7. Создание реальных условий для проявления каждым учеником самостоятельности (насколько это возможно и необходимо) на основе понимания ценности субъектной позиции ребёнка в обучении 8. Только обоснованное, целесообразное, рациональное и комплексное использование тех или иных средства обучения (учебников, наглядных пособий, технических средств и др.) 9. Органичное, корректное и только целесообразное включение компьютеров в педагогические технологии на уроках по всем предметам 10. По возможности дифференциация домашних заданий (по характеру, содержанию, объёму) для разных групп учащихся: с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими, экономии времени третьими и т.д.

V. Общие требования к условиям, максимально благоприятных для работы учащихся на уроке 1. Знание учителем определений «психосберегающие, здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии». Организация образовательного процесса на уроке в соответствии с этим знанием и пониманием того, какой ценой достигаются положительные образовательные результаты 2. Обеспечение только благоприятных для работы на уроке гигиенических условий 3. Обеспечение максимально благоприятных для работы на уроке эстетических условий. Переход от обеспечения эстетики не только формы, но и акцентирование внимания на эстетике идеи как в оформлении кабинета, так и в содержании отобранного учебного материала

VI. Требования к личности учителя 1. Общение с учащимися на уроке только на основе сочетания высокой требовательности с безусловным уважением к личности школьника 2. Стремление добиваться действенного воспитательного влияния своей личности на учащихся 3. Выбор учителем оптимального для конкретного урока соотношения рационального (интеллектуального) и эмоционального в работе с детьми 4. Развитие учителем в себе и использование в работе на уроке артистических умений, педагогической техники, исполнительского мастерства 5. Чёткое следование замыслу плана урока и одновременная готовность (и умение) гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, умение переходить к реализации запасных методических вариантов, предварительное продумывание которых должно превратиться в привычку

VII. Общие подходы к оценке результатов деятельности учителя, учащихся 1. Регулярный анализ полученных на уроке (или системе уроков) результатов обучения, воспитания, развития школьников 2. Оценка (самооценка) работы учителя по совпадению (или несовпадению) реальной успеваемости с её прогнозом, сделанным в зоне ближайшего развития ребёнка, т.е. с уровнем максимально возможных для конкретного ребёнка результатов