Аналитическая деятельность по определению результативности воспитательной работы И.В. Татаринцева, методист ИМЦ
Анализ – это всегда мысленное расчленение предмета на части, разложение его на элементы, но при этом производится оценочная характеристика каждого элемента, а суммарно это позволяет дать характеристику предмета в целом. Педагогический анализ – это изучение результатов воспитательной деятельности за определенный период. Анализ тесно связан с целеполаганием, прогнозированием, планированием воспитательной работы.
Цель анализа оценка результатов воспитательного процесса за истекший период, нахождение наилучших вариантов его дальнейшего развития, разработка и обоснование целей и задач на новый учебный год
Классификация анализа По объекту (что анализируется): -анализ воспитательной работы школы; -анализ работы структурных подразделений; -анализ работы по направлениям деятельности. По субъекту (кто анализирует): -анализ, проводимый зам. директором по ВР, педагогом-организатором, кл. руководителем; -анализ с участием учащихся, родителей
По цели (для чего анализируется): -оценка педагогической деятельности -подведение итогов работы и определение задач на будущее -преодоление, ликвидация недостатков в работе -регулирование хода воспитательного процесса на основе оперативной информации По содержанию (каков характер анализа): -комплексный анализ, т.е. охватывающий различные стороны, виды воспитательной работы -тематический -параметрический (ежедневный анализ основных показателей воспитательной работы) По повторяемости (как часто осуществляется анализ): -постоянный (оперативный или текущий) -итоговый
Требования к организации анализа воспитательной работы по Ю.А.Конаржевскому должен быть объективным и предусматривать выявление существенных черт анализируемого объекта необходимо рассматривать всю совокупность явлений в их взаимосвязи и взаимодействии рассматривать предмет анализа следует в процессе возникновения, становления, изменения и развития
анализ главного воздействующего фактора, причин его возникновения обязательность планирования аналитической деятельности анализом должны заниматься все члены педагогического коллектива Выводы необходимо фиксировать в оперативных управленческих решениях, которые следует конкретно адресовать и определить сроки их исполнения Рекомендации по выводам анализа следует контролировать, с результатами анализа знакомить коллектив
Схема анализа работы за учебный год 1. Качественная характеристика детского коллектива: количество классов, качество их работы в течение года, уровень развития детских коллективов, лидеры, учащиеся, требующие к себе повышенного внимания, учащиеся, классы и классные руководители, на которых можно опереться в работе и т.д.
2. Особенности, своеобразие и направление данного учебного периода: Какие цели и задачи ставились в прошедшем учебном году, направления деятельности, какие исследования проводились, их цели и результаты. 3. Реализация идей, достижение целей, результат работы: Достигнуты ли, если не достигнуты, то по какой причине, участие школы в городских мероприятиях, недостатки и достижения в работе педагога- организатора, какие условия и средства воспитания были задействованы
Формы анализа 1. Индивидуальный: интервью, беседа, опрос, описание, тестирование; 2. Коллективный: КТД, игры, соревнования
КВН Цель: сбор материала для изучения эффективности воспитательного процесса в ОУ План подготовки: 1. Сбор «банка идей» по проведению коллективного анализа жизни ОУ в учебном году 2. Коллективное обсуждение поступивших идей 3. Формирование разновозрастных команд для проведения анализа воспитательной работы
4. Определение домашних заданий командам: - написать мини-сочинение (пародию) о самом удавшемся деле года; - подготовить рекламу школы; - в музыкальной форме представить самое значительное событие года. 5. Разработка советом дела хода КВН. Выборы и подготовка ведущих. 6.Во время работы жюри по подведению итогов конкурса команды с помощью цветограммы оценивают проведенные в этом году дела