ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009
Новые системы ценностей Переход к разнообразию учебных программ Регионализация образовательных систем Формирование рынка образовательных услуг Утрата монополии государства на управление сферой образования Разрушение единого образовательного пространства России КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009
ПРИЧИНЫ ПАДЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Россия Развитые зарубежные страны Разрушение государственности; Проведение непродуманных нововведений; Недофинансирование сферы образования Падение престижа образования; Неспособность совместить массовость образования с высоким элитным уровнем традиционной европейской школы МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009
Возрастание значения правового и экономического сознания Рост национального самосознания народов, населяющих Россию Осознание кризисного состояния экологии Инновационные процессы ИЗМЕНЕНИЯ, ПОВЛЕКШИЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ШКОЛЫ МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009
"Определяйте значение слов. Этим вы избавите человечество от половины его заблуждений". Рене Декарт ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО» Философская Наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от другого Производственная То или иное свойство, достоинство, степень пригодности чего- либо для использования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009
ВОПРОС Что вы понимаете под «качеством образования»?Что вы понимаете под «качеством образования»? МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009
Качество образования отражено в сформированности у обучающихся: знаний, умений и навыков опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности гражданственности правового самосознания российской идентичности духовности способности самосовершенствоваться и адаптироваться в изменяющихся условиях КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009
Качество образования выпускников – определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ ОБ ОБРАЗОВАНИИ ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009
Качество образования Качество образования – интегративная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009
Качество образования – это социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Определяется совокупностью показателей: содержание образования формы и методы обучения материально-техническая база кадровый состав и т.п. ШИШОВ С.Е., КАЛЬНЕЙ В.А. ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009
Качество образования Качество образования – это совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование. Важнейший показатель успеха школы, важнейшая системообразующая задача и направление деятельности системы внутришкольного управления МОИСЕЕВ А.М. ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009
Качество образования Качество образования – это соотношение цели и результата; мера достижения целей при том, что цели (результаты) заданы операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника. ПОТАШНИК М.М., ЯМБУРГ Е.А., МАТРОС Д.Ш. и др. ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009
Качество образования: ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» МАРЬИН А.А. В узком смысле Качество результатов: Обученность школьников; Уровень сформированности общеучебных умений и навыков; Уровень владения творческой деятельностью; Уровень воспитанности; Уровень развития личности в различных аспектах; Уровень социальной адаптации В широком смысле Качество продукции; Качество процесса и условий: Качество подготовки кадров; Качество технологий; Качество материальных и финансовых условий; Качество управления и т.д. МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009
Качество образования это соответствие неким заданным стандартам. Качество образования – это соответствие неким заданным стандартам. Управление качеством процесс приведения системы к некоторому стандарту. Управление качеством – процесс приведения системы к некоторому стандарту. ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» МАРЬИН А.А. МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009
Качество образования Качество образования – это нормативный уровень, которому должен соответствовать продукт образования. ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» ШАМОВА Т.И., ДАВЫДЕНКО Т.М. Для чего измерять? Чтоизмерять? Ктоизмеряет? Какизмерять? МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009
Для чего необходимо измерять качество образования? Для сохранения российского этноса Для обеспечения гарантии прав человека на получение образования, соответствующего мировому уровню Для экономии средств, которые тратятся на образование Для анализа и оценки достижений и изменений в образовательной политике и практике Для осмысления и формулирования целей развития Для самоанализа деятельности и обеспечения конкурентоспособности ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009
Качество образования качество процесса качество целей ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» ШАМОВА Т.И., ДАВЫДЕНКО Т.М. качество условий качество результатов МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009
Качество результатов обучения складывается из: состояния здоровья; сформированности ценностных отношений к окружающей действительности; образованности (критерии: личностно-смысловое отношение ученика к предметному содержанию образования и процессу своей учебной деятельности; самостоятельно выработанные учеником способы учебной работы; владение метазнаниями, т.е. знаниями о приемах и средствах усвоения учебного материала, переработки информации и т.д.; владение учеником логикой предметного знания). ШАМОВА Т.И., ДАВЫДЕНКО Т.М. ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009
Качество процесса обучения складывается из: Качества содержания образовательного процесса; Качества используемых образовательных технологий ШАМОВА Т.И., ДАВЫДЕНКО Т.М. ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009
Качествосодержания ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» ШАМОВА Т.И., ДАВЫДЕНКО Т.М. Концептуальность Вариативность Непрерывность Деятельностный характер ИнтегративностьФундаментальность Включенность опыта в содержание Согласованность личного опыта с общественным МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009
Качество условий обучения складывается из: Условий управления; Кадровых условий; Научно-методических условий; Психологических условий; И т.д. ШАМОВА Т.И., ДАВЫДЕНКО Т.М. ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЗЕЛЕНОВА ЛП Основные понятия потребительской оценки качества образования: Качество образования как социальный потребительский результат; Образовательные услуги и продукция сферы общего образования; Образовательные интересы и проблемы потребителей образовательных услуг и продукции; Социально-педагогический мониторинг качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЗЕЛЕНОВА ЛП Качество образования как производственного процесса Полезный эффект, «потребительская польза» Соответствие условий и результатов отраслевым нормам, стандартам и законодательству Уровень полезности потребительских результатов, приобретаемых вследствие деятельности ОУ МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009
ВОПРОС Возможны ли единые подходы к оценке качества образования, получаемого учащимися образовательных учреждений различного статуса? Возможны ли единые подходы к оценке качества образования, получаемого учащимися образовательных учреждений различного статуса? Правомерно ли сравнивать качество образования выпускника элитной столичной гимназии и малочисленной сельской школы? Правомерно ли сравнивать качество образования выпускника элитной столичной гимназии и малочисленной сельской школы? МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009
Пространство мирового опыта, тенденций развития мирового образования Пространство социального заказа (в т.ч. родительский заказ) Пространство миссии школы и обеспечения max результата по каждому учащемуся Пространство норм и стандартов образования ПРОСТРАНСТВО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009