Наянова М.А., зав.кафедрой управления и экономики образования и экономики образования КОИРО КОИРО
образование – сфера общественного согласияобразование – сфера общественного согласия государственно- общественный характер управления образованиемгосударственно- общественный характер управления образованием Цель образ. политики
Развитие гос.-общ. управления – основа модернизации образования; У ОУ практически отсутствует возможность предлагать образовательные услуги по выбору конкретных участников образовательного процесса; Бюджетное финансирование ОУ получает на реализацию строго нормированных образовательных услуг; Большинство ОУ имеют сегодня не только текущие планы работы и образовательные программы, но и программы развития, что требует изыскания дополнительных ресурсов; Подавляющее большинство ОУ не получают финансовые и мат.-тех. ресурсы в объеме, необходимом для их совр. функционирования и прогрессивного развития диалог ОУ и местного сообщества, развитие социального партнерства, поиск законных источников привлечения внебюджетных средств
Современное российское образование – открытая и единая государственно-общественная система с широким участием общества в выработке, принятии и реализации политико- правовых и управленческих решений.
Независимости Законности Комплексного использования ресурсов Направленности на интересы участ.обр.процесса Правовой обоснованности Открытости и гласности Самостоятельности Распределения полномочий и ответственности Использования согласительных механизмов
участие в подготовке, принятии и реализации нормативно-правовой базы образования определение направлений расходования дополнительных материальных и финансовых средств оценка рациональности использования выделяемых государством ресурсов обеспечение контроля за соблюдением законодательства в образовании содействие гуманизации и гармонизации взаимоотношений участников обр. процесса привлечение в систему образования сил и средств юридических и физических лиц представление и защита интересов сферы образования организация обсуждения готовящихся и принятых законодательных и норм.-пр. актов в сфере образования ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
разработка и реализация проектов, программ, направленных на модернизацию сферы образования совершенствование содержания, орг. структуры, форм и методов обр. деятельности и управления ею проведение экспертных оценок проектов и идей реформирования и модернизации сферы образования разработка, принятие и реализация мер стимулирования труда педагогов, учебной, трудовой и общественно-полезной деятельности обучающихся изыскание материальных и финансовых ресурсов для реализации проектов модернизации образовательных систем и учреждений СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ
необходимость обеспечения высокого качества образования устаревшая материально- техническая база, неудовлетворительное финансирование потребность в ее демократическом развитии и модернизации управления необходимость сохранения стабильности функционирования сферы образования необходимость ее соответствия национально- региональным особенностям потребность в сохранении единой общегосударственной системы управления образованием
декларируемая в нормативных документах новая паритетная роль общества в управлении сложившийся стереотип мышления о монопольной роли государства в управлении поступающая в органы управления образованием информация реальное состояние образовательного процесса
Направления деятельности по созданию условий и механизмов для оформления общественного заказа на содержание и качество образования Обеспечение участия общественности, гражданских институтов в разработке образовательной политики на всех уровнях образования Обеспечение участия общественности, гражданских институтов в мониторинге и контроле практической реализации общественного заказа Обеспечение участия общественности в сопровождении процесса практической реализации общественного заказа
создание органов государственно-общественного управления образованием на муниципальном и институциональном уровнях (общественные советы и управляющие советы, комиссии общественной палаты и др.); организация общественных слушаний; организация общественной экспертизы программных и нормативных документов; создание государственно-общественных советов региональных, муниципальных программ развития образования Механизмы участия общественности на региональном уровне
система информирования общественности (публичная отчетность всех уровней, сайты, публикации в СМИ);система информирования общественности (публичная отчетность всех уровней, сайты, публикации в СМИ); система общественного наблюдения (участие представителей общественности в качестве наблюдателей в процедурах итоговой аттестации учащихся, аттестации педагогов и учителей и др.), участие общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ;система общественного наблюдения (участие представителей общественности в качестве наблюдателей в процедурах итоговой аттестации учащихся, аттестации педагогов и учителей и др.), участие общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ; система общественного контролясистема общественного контроля
Механизмы участия общественности на региональном уровне участие в формировании бюджета и контроле за его исполнением;участие в формировании бюджета и контроле за его исполнением; участие в оценке качества деятельности ОУ и педагогов для распределения стимулирующих выплат и премий;участие в оценке качества деятельности ОУ и педагогов для распределения стимулирующих выплат и премий; участие в экспертизе образовательных проектов и программ для распределения грантов и премий;участие в экспертизе образовательных проектов и программ для распределения грантов и премий; участие в аттестации руководителей и педагогов;участие в аттестации руководителей и педагогов; полномочия по согласованию кадровых назначений.полномочия по согласованию кадровых назначений.
Модели оформления общественного заказа Модель «гражданских институтов» привлечение гражданских институтов к обсуждению и оценке документов и программ, представительство в структурах внешнего контроля, наблюдения, экспертизы Модель «заинтересованных граждан» участие заинтересованных граждан в структурах управления образовательными системами
общественное наблюдение общественная экспертиза подготовка и обсуждение публичного доклада учреждения
представители органов самоуправления образовательных учреждений;представители органов самоуправления образовательных учреждений; представители профессиональной, деловой и родительской общественности;представители профессиональной, деловой и родительской общественности; представители общественных объединений и организацийпредставители общественных объединений и организаций Субъекты общественного наблюдения
Объекты общественного наблюдения Процедуры итоговой аттестации учащихся; Процедуры лицензирования ОУ; Процедуры аккредитации ОУ; Процедуры аттестации администраций ОУ; Деятельность аккредитационных, медальных, конфликтных и иных муниципальных и региональных комиссий; Процедуры проведения контрольных и тестовых работ для учащихся ОУ представительство в экспертных комиссиях по лицензированию и аккредитации общественный контроль за соблюдением образовательными учреждениями условий, предусмотренных лицензией Формы участия общественности в лицензировании и аттестации ОУ
Общественная экспертиза – это оценка соответствия условий осуществления образовательного процесса существующим требованиям и нормам, как установленным государством, так и востребованным общественным заказчиком.
выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса организация питания система сохранения и укрепления здоровья, обеспечения безопасности организации образовательного процесса соблюдение прав обучающихся и их родителей, педагогических работников инновационные образовательные программы, проекты, технологии Объектыобщественнойэкспертизы риски реализации проектов (программ) для здоровья и социального самочувствия учащихся Целесообразность внедрения проектов с позиций удовлетворения гражданского заказа на содержание и результаты образования
Общественная аттестация – это целостный анализ состояния образовательной деятельности (условий, содержания, результатов) на предмет соответствия государственному и гражданскому заказу
Государственная аттестация Общественно-государственная аттестация Общественная аттестация Виды аттестации ОУ установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников ОУ требованиям государственных образовательных стандартов (Закон РФ «Об образовании», ст.33, п.20) ЦЕЛЬ нормативно-целевые показатели качества образования (результат выполнения образовательных стандартов соответствующего уровня) ОБЪЕКТЫ
Государственная, аттестация Общественно-государственная аттестация Общественная аттестация Виды аттестации ОУ выявление соответствия образовательной деятельности как нормативным требованиям, так и социальным ожиданиям ЦЕЛЬ различные виды условий образовательной деятельности ОБЪЕКТЫ
получения общественного признания образовательного учреждения; повышения рейтинга образовательного учреждения; получения объективной информации о деятельности образовательного учреждения; расширения объектов оценки; построения программы повышения качества образования в данном образовательном учреждении; отчетности образовательного учреждения перед учредителем, родителями, учащимися, общественностью. проводится для:
администрация ОУ орган ГОУ орган самоуправления Инициаторы общ.аттестации качество платных услуг информационная открытость ОУ инновационная деятельность ОУ состояние информатизации и др. Объекты общ.аттестации
Государственная аккредитация ОУ включает в себя экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников ОУ требованиям государственных образовательных стандартов, а также показателей деятельности ОУ, которые необходимы для определения его вида. (ст. 33, п.18 Закона РФ «Об образовании»)
Представитель общественности Общественный наблюдатель Общественный эксперт в составе единой группы экспертов (совместно с «профессионалами») самостоятельно (как группа общественных экспертов)
оформление гражданского заказа на результативность и качество образования (утверждение обр.программы и программы развития ОУ; согласование локальных актов ОУ, устанавливающих показатели и критерии оценки качества и результативности пед.работников, распределение стимулирующей части ФОТ) осуществление контроля реализации гражданского заказа (участие в оценке качества и результативности труда работников ОУ, распределении выплат стимулирующего характера, согласование их распределения в порядке, устанавливаемом локальными актами ОУ) участие в согласовании распределения стимулирующей части ФОТ (утверждение принципов распределения стимулирующей части ФОТ) участие в процедурах лицензирования ОУ; в процедурах аттестации пед.работников, в процедурах аттестации администраций ОУ (участие в деятельности аттестационных, аккредитационных, медальных, конфликтных и иных комиссий)
формальный подход муниципальных органов управления образованием к развитию гражданских институтов отсутствие программ обучения и сертификации общественных управляющих неготовность руководителей ОУ к координации своих действий с представителями гражданских институтов высокий уровень ответственности при низком уровне компетентности представителей гражданских институтов отсутствие у значительного числа руководителей опыта управления, ориентированного на результат
продвижение в общественном сознании проблематики качества образования и механизмов его оценки; разработка и принятие нормативно-правовых актов, регламентирующих гражданское участие в оценке качества образования; создание пилотных ОУ, в которых реализуются новые подходы к стимулированию педагогических работников и руководителей ОУ; разработка механизмов передачи позитивного опыта; проведение выездных семинаров по подготовке общественных управляющих
Образование так и не станет открытой, прозрачной, ориентированной на потребителя системой; так и не договорится с обществом; продолжит терять свой престиж. Главные негативные результаты «невнедрения» (неэффективного внедрения) общественного управления в образование