Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома Организация и сопровождение проектно-исследовательской деятельности одаренных детей в начальной, основной и старшей школе
Не существует лучшего теста на одаренность, чем активное участие хотя бы в самой маленькой поисково- исследовательской работе А.Н. Колмогоров
«…Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему знаний и универсальных учебных действий, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного образования…» «Концепция модернизации российского образования»
Основоположники системно-деятельностного подхода рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие. В этом смысле целью обучения является: = не вооружение учащегося знаниями, = а формирование у него умений действовать со знанием дела – компетентно. Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома
Программа развития универсальных учебных действий Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) должна быть направлена на: = формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Для формирования и развития целостной системы универсальных (или общеучебных) знаний и умений ученик должен быть поставлен в ситуацию разрешения надпредметных проблем, испытать опыт самостоятельной деятельности, а это и есть проектирование. Проектная деятельность школьников предполагает их активность в образовательном процессе, а без активности ребенка образование невозможно. Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома
То, что дети смогут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно Л.С.Выгодский
Основная проблема современной школы в том, что существует подмена понятий, что реферат или презентация это и есть проект. Это не так. Проект – это изучение чего-то в развитии.
Ответим на ряд вопросов : 1. Что называют проектной деятельностью? 2.Каковы ее важные, ключевые черты и характеристики? 3.Что ее мотивирует? 4.Какими способами и методами ее лучше осуществлять? 5.К каким результатам она приводит? 6.Какое значение имеет ее результат? 7.Какие компетенции она формирует? 8.Какие существуют прототипы проектной деятельности в жизни одаренных детей? 9.Какое место занимает проектная деятельность в развитии одаренного ребенка? 10. Как грамотно осуществлять сопровождение проектной деятельности одаренных детей.
1) В начальной школе проектная деятельность имеет форму проектной задачи. 2) На ступени основного общего образования проектная деятельность носит форму учебных исследований или проектов, выполненных учащимися совместно с учителем. 3) На ступни среднего (полного) образования проектная деятельность реализуется посредством выполнения индивидуального проекта. Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома
Начальная школа В образовательной практике используются типы задач: Учебная – направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения Конкретно -практическая – ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в знакомой детям ситуации (напрмер, внутри учебного предмета) Проектная задача Проектная задача – это сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения Творческая – не имеет готового способа решения Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома
Что не могут сделать в обучении учебная и конкретно-практическая задачи? научить самостоятельному выбору способа решения задачи; стимулировать получение принципиально нового знания; содержательно мотивировать поиск решения в малой группе; оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации; задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов. Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома
Идея системы проектных задач заключается в том, что решая их школьник поэтапно осваивает способы проектирования
Проектная задача - может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом; Проектная задача – это создание ситуации, в которой не должна быть напрямую поставлена задача (цель); Цель должна быть сформулирована детьми по результатам разбора проблемной ситуации; Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей ее преодоления (возможных вариантов решения) было несколько; Обобщающим, конечным этапом – является итоговое оформление результата Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома
Этапы решения проектной задачи: 1) анализ ситуации, формулировка проблемы 2) определение приоритетов ценностей 3) формулирование принципов постановки цели 4) постановка цели 5) поиск средств, путей решения – перевод проблемы в задачу 7) выбор средств решения задачи 8) решение задачи 9) анализ полученного результата и соотнесение его с проблемой 10) представление результата 11) рефлексия
Типы проектных задач: Предметные Межпредметные Разновозрастные Одновозрастные На решение проектных задач в пределах одного предмета в год выделяется 20-30% учебного времени «Неделя проектных задач» - кульминация учебного года На решение предметных проектных задач требуется 2 урока, на решение межпредметных задач – по 2 урока ежедневно в течение недели
Отличие проекта от проектной задачи: При решении проектной задачи проектировщикам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (системы) заданий При выполнении проекта проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома
В ходе решения проектных задач достигаются: Обучение способу проектирования посредством специально разработанных заданий Организация сотрудничества между детьми Развивается способность «переноса» известных способов действия в моделью ситуацию Формирование регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД
« Скажи мне – и я не услышу, Покажи мне – и я не увижу, Вовлеки меня – и я научусь!»
Опыт проектной деятельности способствует: 1. воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, 2.повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; 3.овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, 4.принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. 5.развитию способности к разработке нескольких вариантов решений, 6.к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома
Специфика личности одаренного ребенка: Обладают высоким интеллектом, быстро овладевают знаниями, им скучно на обычном уроке; Обладают маятниковой самооценкой, Активны и энергичны, задают много вопросов, Демонстрируют независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм, Не умеют выстраивать отношения со сверстниками и учителями, стремятся к общению с другими одаренными. Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома
Особенности познавательного развития Любознательность Высокая эмоциональность поведения Сверхчувствительность к проблемам Познавательная самонадеянность Высокий уровень развития логического мышления Повышенный интерес к дивергентным задачам Оригинальность, гибкость, продуктивность мышления Способность к прогнозированию Легкость творческого ассоциирования Высокая концентрация внимания Отличная память Способность к оценке Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома
Особенности социального развития Стремление к самоактуализации Перфекционизм – совершенство в мелочах Социальная автономность независимая позиция Самостоятельность в суждения, в действиях Эгоцентризм – не способны понимать позиции других Лидерство
Особенности проектной деятельности одаренных детей 1) цели и задачи деятельности одаренных детей определяются их личностными мотивами 2) в ходе ПД обучающиеся могут формировать способность к общению одноклассниками и учителями 3) ПД способствует формированию адекватной самооценки 4) ПД увлекательна, т.к. сочетает в себе различные виды познавательной деятельности и вовлекает одаренного ребенка в учебный процесс Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома
При построении учебно- исследовательского процесса учителю важно: 1 ) тема исследования должна быть интересна для ученика и учителя, 2)обучающийся должен хорошо осознавать суть проблемы, 3) работа строится на принципах взаимопомощи ученика и учителя, 4) раскрытие проблемы должно приносить что-то новое в первую очередь ученику, а потом – науке.
Итоги проектной и учебно- исследовательской деятельности интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы Вовлечение одаренных детей в учебный процесс
Проект это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома
По предметно-содержательной области: Межпредметные проекты Монопроекты По характеру контактов выделяются следующие типы проектов: Внутренние Региональные муниципальные
По продолжительности:
По количеству участников можно выделить проекты: личные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах); парные (между парами участников); групповые (между группами участников)
Структура исследовательского проекта: определение целей (определяется учителем); выдвижение проблемы исследования по результатам анализа исходного материала (деятельность учащихся); формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы; уточнение выявленных проблем и выбор процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отчета и обсуждение возможного применения полученных результатов.
Внеурочная учебно-исследовательская деятельность: исследовательская практика обучающихся; образовательные экспедиции походы, поездки, экскурсии; факультативные занятия; ученическое научно-исследовательское общество; участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях
Учебно-исследовательская деятельность в рамках уроков: урок-исследование, урок-лаборатория, урок творческий отчёт, урок «Удивительное рядом», урок рассказ об учёных, урок защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок открытых мыслей; учебный эксперимент (планирование, проведение, обработка и анализ его результатов); домашнее задание может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести длительное учебное исследование.
Познавательные универсальные учебные действия задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач; задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание; задачи и проекты на проведение эмпирического исследования; задачи и проекты на проведение теоретического исследования; Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома
Старшая Школа Индивидуальный проект выполняется обучающимся: самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, любой избранной области деятельности в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Совместная деятельность учителя и ученика 1) Часть работы ребенок выполняет сам, а другую вместе со взрослым, а завтра способен все сделать сам, 2) Ребенок всю работу пытается выполнить сам, но в случае неудачи теряет мотив к деятельности, 3) Самостоятельно делает лишь то, что умеет, но в этом случае он так и не научится выполнять эту работу Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома
ВопросОтвет Почему выбрана эта тема проекта?Проблема проекта Что надо сделать, чтобы решить данную проблему? Цель проекта Что ты создашь, чтобы цель была достигнута? Ожидаемый результат Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена его проблема? Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта? Перечисление основных этапов работы Все ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги? Развернутый план работы Как ты будешь это осуществлять?Индивидуальный график работы
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!