Стратегии смыслового чтения и работа с текстом ШМО учителей русского языка и литературы
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять озаглавливать формулировать объяснять тему тезис порядок частей предвосхищать сопоставлять содержание предметного плана основные компоненты
определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять не только главную, но и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. находить в тексте требуемую информацию решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
Выпускник получит возможность научиться: анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения, переработки и осмысления полученной информации.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: структурировать текст, используя нумерацию страниц ссылки оглавление списки проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы таблицы графики диаграммы и переходить от одного представления данных к другому;
интерпретировать текст : сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться: выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). * имплицитный (англ.) – подразумеваемый, невыраженный, скрытый
Работа с текстом: оценка информации Выпускник научится: откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
откликаться на форму текста - оценивать содержание форму мастерство исполнения
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению обнаруживать недостоверность видеть пробелы находить пути восполнения пробелов имеющейся информации.
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта высказывать высказать оценочные суждения свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться: критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.