ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 29 города Костромы И. А. Елфимычева
Нормативная правовая основа Закон РФ « Об образовании » Федеральный государственный образовательный стандарт Примерная основная образовательная программа Основные образовательные программы образовательного учреждения Локальные акты образовательного учреждения
Требования ФГОС Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы : Личностным Метапредметным Предметным
Требования к результатам освоения основной образовательной программы Личностным готовность и способность к саморазвитию мотивация к обучению и познанию ценностно - смысловые установки социальные компетенции, личностные качестваМетапредметным универсальные учебные действия : познавательные регулятивные КоммуникативныеПредметным опыт специфической для данной предметной области деятельности система основополагающих элементов научного знания
Система оценки Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы : инструмент реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся ( формирование навыков рефлексии, самоанализа, само - и взаимооценки )
Планируемые результаты : Выступают как объект системы оценки, её содержательная и критериальная база освоения обучающимися основной образовательной программы ( оценка способности решать учебно - познавательные и учебно - практические задачи ) Функции оценки : ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом
Итоговая оценка планируемые результаты, составляющие содержание блока « Выпускник научится » для каждой программы, предмета, курса ( опорная система знаний ) планируемые результаты, составляющие содержание блока « выпускник получит возможность научиться » для каждой учебной программы ( не является предметом итоговой оценки выпускников начальной школы ) Итоговая оценка подготовки выпускников Оценка деятельности образовательного учреждения и работников образования
Комплексный подход к оценке результатов позволяет вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования : личностных, метапредметных и предметных. Предметные и метапредметные результаты выносятся на персонифицированную итоговую оценку
Личностные результаты не подлежат итоговой оценке : оценка осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Предмет оценки – эффективность образовательной деятельности ОУ. Внутренняя оценка ограничена оценкой сформированности отдельных личностных результатов Направлена на решение задачи оптимизации личностного развития
Структура итоговой оценки Две составляющие : накопленные в ходе обучения оценки и оценки за стандартизированные итоговые работы ( разрабатываются на федеральном уровне, либо региональном на основе спецификаций и демоверсий ). Нестандартизированные работы : проекты, практические работы, творческие работы, наблюдения и другие виды индивидуальных и групповых работ
Организация накопительной системы оценки. Портфолио. Структура портфолио 1. Выборки детских работ формальных и творческих. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. 2. Систематизированные материалы наблюдений ( оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя
3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеурочной и досуговой деятельности, например результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и др.
Оценка как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведётся на критериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений ; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника. Критерии оценки отдельных составляющих портфеля достижений могут полностью соответствовать рекомендуемым или быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента детей.
Интерпретация результатов оценки ведётся на основе контекстной информации об условиях и особенностях деятельности субъектов образовательного процесса. В частности, итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.
Уровневый подход за точку отсчёта принимается не « идеальный образец », а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством обучающихся опорный уровень образовательных достижений. оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся « методом сложения », при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Система оценивания строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов : Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое ( стартовое, текущее ) и срезовое ( тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое ) оценивание. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты, соответствующие учебным целям. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества. Оценивать можно только то, чему учат. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно - оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !