ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ Принят Государственной Думой 14 ноября 2007 года Одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года
З АКОН Р ОССИЙСКОЙ Ф ЕДЕРАЦИИ ОТ 10 ИЮЛЯ 1992 ГОДА N "О Б ОБРАЗОВАНИИ " Понятие государственного образовательного стандарта (ст.7 п.1) Структура государственного стандарта (ст.7 п.4)
П ОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ( СТ.7 П.1) Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты 1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Статья 7. Государственные образовательные стандарты 1. В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. (в ред. Федерального закона от N 71-ФЗ) Новая редакцияСтарая редакция
ФГОС ДОЛЖНЫ ОБЕСПЕЧИТЬ 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
С ТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ 4. Федеральные государственные образовательные стандарты, … включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ.
С ТРУКТУРА ГОУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА требования к: 1) структуре основных образовательных программ, 2) условиям реализации основных образовательных программ, 3) результатам освоения основных образовательных программ Российская Федерация … устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие - 1)обязательный минимум содержания основных образовательных программ, - 2) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, - 3)требования к уровню подготовки выпускников. Новая редакцияСтарая редакция
Г ЛАВНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ В СТРУКТУРЕ СТАНДАРТА Внесение обязательных условий реализации основных образовательных программ, том числе требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
7. Ф ЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ УТВЕРЖДАЮТСЯ НЕ РЕЖЕ ОДНОГО РАЗА В ДЕСЯТЬ ЛЕТ. 2004год 2009год Стандарты первого поколения Стандарты второго поколения
8. Федеральные государственные образовательные стандарты, … являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.";
О СНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ( СТ.9) 6. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно- нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся."; 1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. 2. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Новая редакцияСтарая редакция
С ТАТЬЯ 14. О БЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ 2. Содержание образования должно обеспечивать: формирование духовно- нравственной личности; (абзац введен Федеральным законом от N 309- ФЗ) 2. Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества Новая редакцияСтарая редакция
П.5 С ОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНКРЕТНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа … разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами…; определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ. Новая редакцияСтарая редакция
П РИМЕРНЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ в) дополнить пунктом 5.1 следующего содержания: "5.1. Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности."; г) дополнить пунктом 5.2 следующего содержания: "5.2. Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).";
С ТРУКТУРА ПРОГРАММ Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса. В старшей школе - до 30%. Если у сообщества есть чёткая образовательная потребность, то у учредителей и коллектива школы возникает обязанность обеспечить качественную реализацию этой потребности.
С ТАТЬЯ 15. О БЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий. (п. 1 в ред. Федерального закона от N 309-ФЗ) Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин. (в ред. Федерального закона от N 71-ФЗ) Новая редакцияСтарая редакция
С ТАТЬЯ 16. О БЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРИЕМУ ГРАЖДАН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ 2. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. (п. 2 в ред. Федерального закона от N 309-ФЗ) 2. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. (в ред. Федерального закона от N 102-ФЗ) Новая редакцияСтарая редакция
М ЕХАНИЗМ ВВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ Статья Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 сентября 2009 года прием на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и (или) федеральными государственными требованиями в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях осуществляется по решению соответствующего образовательного учреждения. 2. Прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекращается 31 августа 2009 года. 3. Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2009 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения. Статья 18 Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.