« Влияние уровня развития группы на межличностные взаимоотношения сотрудников » Автор : Попова Марина, ОГБОУ СПО « Галичский индустриальный колледж » Руководитель : Осокина Ольга Павловна, преподаватель общеобразовательных дисциплин
Актуальность иследования Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность сотрудников, их трудовые возможности и способности обусловливают воздействие коллектива.
Цель исследования Познакомиться с разными психологическими методами изучения коллектива, апробировать некоторые из них на практике для дальнейшего использования в практической деятельности.
Задачи исследования Исследовать понятие « коллектив », показать важность его изучения. Познакомиться с различными психологическими методами изучения коллектива ( группы ). Провести диагностическое исследование коллектива сотрудников Наметить пути дальнейшего формирования коллектива.
Гипотеза исследования Знание и использование на практике психологических методов изучения коллектива психологом и руководителем, создают благоприятные условия для организации дальнейшей работы с сотрудниками по формированию коллектива.
Программа исследований Проведение констатирующего эксперимента, который позволит выяснить уровень развития взаимоотношений в группе. Разработка рекомендаций по улучшению и оптимизации внутригрупповых взаимоотношений.
Основной методикой исследования коллектива является методика выявления социометрической структуры группы
Инструкция Перед Вами список в алфавитном порядке. Слева от фамилии стоит номер, который является шифром соответствующего сотрудника. Выберите из списка пять человек в порядке предпочтения или отвержения, и укажите их шифры в прямоугольниках, расположенных ниже вопроса 1. С кем из сотрудников вы общаетесь или хотели бы общаться в свободное от работы время ? 2. С кем из группы Вы менее всего общаетесь или хотели бы общаться в свободное от работы время ?
Оформление опросных листов По данным опросных листов заполняется социометрическая матрица по критерию эмоционального тяготения, Подсчитывается количество положительных и отрицательных выборов для каждого участника группы Строится социограмма. Она представляет собой графическое изображение эмоциональных связей между участниками группы. На схеме символически обозначаются участники группы, указываются их выборы и направления этих выборов стрелками. Определяются значения показателя эмоциональной сплоченности группы : C = N B / [N(N – 1)],
Выводы по результатам социометрического исследования Высокостатусными в данной группе являются - Испытуемый 9, так как он общительный и целеустремленный человек. Среднестатусными являются – Испытуемая 1 и Испытуемая 10. Они имеют много контактов в группе, занимают достаточно высокое положение, им даны средние положительные количества выборов. Низкостатусным является Испытуемый 3 и Испытуемый 14. – это преподаватели - мужчины, не имеющие особых эмоциональных привязанностей в коллективе. Уровень эмоциональной сплоченности в группе достаточно высок.
Рекомендации руководителям по оптимизации развития личности и группы Рекомендации руководителям по оптимизации развития личности и группы Организовать совместную деятельность ; Использовать коллективные формы занятий ( когда общий результата зависит от оптимального взаимодействия и усилий всех участников группы ); Создать ситуации совместных переживаний ( когда участники группы вместе радуются общим успехам или огорчаются по поводу неудач ).
Руководителю необходимо Применять методы опосредованного взаимодействия ( через референтных лиц ); Взаимодействовать в первую очередь с участниками, занимающими « полярные позиции »
Типологии групп По количеству человек выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы.
Типология групп По уровню развития выделяют группы не организованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности
Общий вывод Уровень развития группы оказывает непосредственное влияние на взаимоотношения внутри группы. Чем выше уровень групповой сплоченности, тем положительнее взаимоотношения в группе и выше продуктивность работы группы. Коллектив педагогов находиться на уровне просоциальной ассоциации, то есть в этой группе так же не наблюдаются признаков истинного коллектива. Наблюдаются внутренние группировки, также мало взаимных выборов. Участники исследования предпочитают не общаться за пределами работы.
Спасибо за внимание !